Главная Мир сегодня Российское влияние в Африке требует пристального внимания. Интервью с Самиром Бхаттачарья

Российское влияние в Африке требует пристального внимания. Интервью с Самиром Бхаттачарья

через Исмаил
0 комментарий 25

В этом интервью Самир Бхаттачарья, младший научный сотрудник Исследовательского фонда Observer (ORF), где он работает над геополитикой, уделяя особое внимание Африке в меняющемся глобальном порядке, говорит, что с 2022 года Африка стала свидетелем шести военных переворотов, нескольких неудачных переворотов, санкции в отношении военных хунт были сняты, но в целом ситуация в регионе остается стабильной. Франкоязычные страны Западной Африки продолжают сталкиваться с многочисленными демократическими вызовами, оказывающими более широкое негативное воздействие на весь регион. Вот выдержки из интервью:
Начнем с того, каковы ваши аргументы в пользу того, что Россия поддерживает организаторов военных переворотов (Буркина-Фасо, Мали, Нигер и так далее) в Африке?

Это правда, что российская частная военная компания (ЧВК) Wagner Group предоставляла политические консультации многим африканским лидерам по всему континенту, особенно в Судане, и предлагала военную поддержку слабым авторитарным правительствам в таких странах, как Мали и Ливия, в первую очередь для борьбы с экстремистскими организациями и повстанческими движениями. Западные эксперты также подчеркнули, что Россия часто изображает Африку жертвой неоколониализма и что она часто поддерживает автократов, которые обычно продвигают антизападные режимы, или формирует партнерские отношения с ними.
Например, государственный переворот в Нигере произошел как раз в то время, когда президент России Владимир Путин находился в Санкт-Петербурге и принимал глав государств и министерств из Африки. В политике не бывает совпадений. Это побудило советника президента Украины Михаила Подоляка открыто обвинить Россию в организации государственного переворота. Подозрения вызвали сроки государственного переворота, а также российские флаги, вывешенные на улицах в последующие дни.
Повествование, в котором Россия изображается как активный сторонник государственного переворота, убедительно и, похоже, выдерживает проверку временем. Тем не менее, оно основано на необоснованных гипотезах и игнорирует то, что Россия на самом деле сделала, чтобы помочь лидерам хунты в странах, где она начала вносить свой вклад. Естественно, за заявлениями о нарушениях прав человека следуют опровержения. Однако никто не пытался расследовать, пыталась ли группа Вагнера навязать этим чиновникам хунты российскую модель правления. Вагнер, скорее всего, хочет продвигать африканский стиль правления, демонстрируя, что он никоим образом не вмешивается сверх своих обязанностей в качестве поставщика услуг безопасности. Я хочу сказать, что нам нужно изучить «Вагнера» более подробно, прежде чем повторять то, что повторяют некоторые западные СМИ.

Россия, по-видимому, заинтересована в военном управлении в Африке. Определяет ли это приоритет будущих военных захватов власти в Африке?
Действительно, западные наблюдатели продолжают быть расстроены относительной популярностью Москвы в пострадавшей от переворота Африке. Это правда, что большинство ученых-африканистов из Северной Америки или Европы, похоже, подчеркивают, что Россия не только поддерживает военных, совершающих перевороты, но и более активное участие России также привело бы к большему количеству переворотов по всему континенту. К сожалению, практически нет никаких эмпирических данных, подтверждающих эти общие утверждения. Поэтому крайне важно обращать внимание на то, что на самом деле происходит на местах, а не поддаваться их повествованиям и пытаться сформулировать морально обоснованные ответы в поддержку этих аргументов.

Имеет ли значение переход от демократического правления к военным правительствам для борьбы с растущими тенденциями неоколониализма в Африке?

Государственные перевороты могут распространяться быстро. Многие наблюдатели предупреждали о Буркина-Фасо, когда рухнул Мали, и многие предсказывали, что Нигер последует за ним, когда падет Буркина-Фасо. Разочарование в связи с неспособностью правительства положить конец терроризму и другой нестабильности в Сахельском регионе является движущей силой всех этих переворотов. Россия, похоже, апеллирует к настроениям многих африканцев, когда пытается позиционировать себя как антиколониальную державу.

Однако было бы чрезмерным обобщением приписывать переворот только неоколониализму. С учетом восьми переворотов за три года регион Сахель в Западной Африке больше всего пострадал от переворотов. Однако тщательное изучение показывает, что регион Сахель очень долго переживал насильственный экстремизм, гражданские беспорядки и плохое управление. Это безошибочно показывает, как Франция и другие западные державы теряют позиции в этом регионе. Разочарование Францией и другими иностранными державами возросло вполне естественно, поскольку их военное вмешательство не смогло остановить исламистский мятеж, который распространялся по всему региону.

Следовательно, Запад не может решить проблему, просто обвиняя Россию. И Россия не может винить только неоколониализм. Я боюсь, что, поскольку многие африканские страны по-прежнему страдают от широко распространенных жалоб на плохое управление, кумовство и бедственное положение, многие другие страны в регионе и за его пределами в конечном итоге могут столкнуться с военными захватами аналогичного характера.

Несмотря на вышеприведенные утверждения, считаете ли вы, что ЭКОВАС, региональный экономический блок, состоящий из 15 членов, должен твердо придерживаться политики “Заставить замолчать оружие”, принятой несколько лет назад Африканским союзом?

Африканский союз представил свой флагманский проект “Заставить оружие замолчать к 2030 году”, который также является важным компонентом “Видения Африки до 2063 года”, направленного на создание Африки, свободной от конфликтов. Однако после пандемии COVID-19 в 2020 году африканские лидеры решили больше сосредоточиться на других проблемах, таких как продовольственная и энергетическая безопасность. Как следствие, крайний срок “заставить оружие замолчать” в 2020 году, наконец, был перенесен на 2030 год.
И ЭКОВАС, одна из первых региональных организаций, должно проявить инициативу и сохранить свою решимость. Но оно должно продемонстрировать, что способно действовать. Ее имидж был запятнан во время недавнего государственного переворота в Нигере, когда ЭКОВАС пригрозило правительству хунты военными действиями в пользу возвращения к демократическому правительству, прежде чем изменить курс. Кроме того, были сделаны заявления о том, что Франция контролирует ЭКОВАС. В свете сложившихся обстоятельств ЭКОВАС необходимо предпринять действия в интересах континента и восстановить свою репутацию мощной региональной организации.

В исследовательском отчете Южноафриканского института международных отношений (SAIIA) Россия описывается как “виртуальный инвестор” в Африке, большинство ее обещаний в основном направлены на то, чтобы заманить африканские государства и лидеров поддержать ее ‘специальную военную операцию’ в Украине. Каковы здесь ваши экспертные аргументы?

Я не читал отчет. Однако “африканское агентство” является наиболее заметной жертвой в изложенной выше истории. В нем Россия представлена как всемогущая сила, поддерживающая свержение избранных правительств, многие из которых пользуются поддержкой Запада, и стремящаяся заручиться поддержкой или убедить своих союзников последовать ее примеру или “развратить” их в процессе.
Россия не была в Африке почти тридцать лет, с момента распада Советского Союза. Когда Россия принимала первый саммит Россия-Африка в 2019 году, многие люди полагали, что это только добавит к уже имеющимся многочисленным конференциям “Африка+1”, не предложив ничего нового. Однако темпы, с которыми Россия завоевывает позиции в Африке, поразили западных ученых. На самом деле, в последние годы Россия принимает более активное политическое и экономическое участие в Африке. Но в данном конкретном случае одна частная военная группа — группа Вагнера, как мы все ее знаем, — возглавила наиболее успешный вид взаимодействия от имени России, в отличие от модели взаимодействия правительства с правительством или бизнеса с бизнесом.
С конца 2017 года военное присутствие Wagner в Африке значительно возросло. Войска были размещены в Судане, Ливии, Мали, Мозамбике, Буркина-Фасо и Мали, и компания активно стремится расширить свое присутствие еще в нескольких государствах. Тем не менее, она по-прежнему не может конкурировать с Китаем, США или ЕС с точки зрения физической инфраструктуры.

С практической точки зрения и по сравнению с Китаем, как вы думаете, оказала ли Россия заметное влияние на развитие инфраструктуры на континенте после распада Советской эпохи в 1991 году?

В настоящее время дефицит торгового баланса Африки с Россией составляет 12 миллиардов долларов, поскольку она импортирует в пять раз больше, чем экспортирует. Президент Путин пообещал увеличить товарооборот России с Африкой примерно с 16,8 миллиарда долларов до 40 миллиардов долларов в год в течение пяти лет после саммита Россия-Африка в 2019 году. В настоящее время он остается неизменным и составляет примерно 18 миллиардов долларов в год, что составляет 2% от общего объема торговли на континенте. Более того, две трети общего объема торговли России с Африкой приходится всего на четыре страны. Это Алжир, Египет, Марокко и Южная Африка.

С другой стороны, Китай является крупнейшим торговым партнером Африки уже 15 лет подряд. Южная Африка является крупнейшим торговым партнером Китая среди всех африканских экономик, на долю которой приходится 19,9% от общего объема торговли с континентом, за ней следуют Нигерия и Ангола. Общий объем торговли Китая с Африкой в 2023 году вырос на 1,5 процента по сравнению с 2022 годом и составил 282,1 миллиарда долларов. Китайский экспорт в Африку достиг 173 миллиардов долларов, увеличившись на 7,5 процента по сравнению с 2022 годом, в то время как его импорт с континента сократился на 6,7 процента до 109 миллиардов долларов. В то время как рост на 100 миллионов долларов в годовом исчислении сделал двустороннюю торговлю в 2023 году рекордной, дефицит торгового баланса Африки с Китаем продолжал увеличиваться – с 46,9 миллиарда долларов в 2022 году до 64 миллиардов долларов в 2023 году. Очевидно, что сравнивать Россию с Китаем было бы нелогично.

Можем ли мы завершить это обсуждение значением мира, справедливости и сильных государственных институтов (ЦУР ООН 16), чего удалось достичь за последние несколько лет, проблемами и путями продвижения вперед в Западной Африке?

Недавно в Западной Африке произошло очень знаменательное событие. Три правительства, возглавляемые хунтой, – Буркина—Фасо, Мали и Нигер — решили покинуть ЭКОВАС и создать “Альянс государств Сахеля”, мини-боковую региональную организацию, в ответ на угрозу организации военными действиями. Многие называют это “африканским брекситом”, и это может иметь катастрофические последствия в соседних странах. В ответ ЭКОВАС решило отменить экономические санкции против этих стран. Однако, возможно, этого слишком мало, слишком поздно. Организации Объединенных Наций придется нелегко в ее стремлении достичь ЦУР-16 в Сахеле.
Беседовал Кестер Кенн Кломега – независимый исследователь и политический консультант по вопросам Африки в Российской Федерации и Евразийском союзе. Он получил награды СМИ за освещение экономической дипломатии в регионе с Африкой. В настоящее время Кломега является специальным представителем по Африке в Правлении Российского Совета по торговле и экономическому развитию. Он любит путешествовать и посещать исторические места в Восточной и Центральной Европе. Кломега является частым и увлеченным автором Eurasia Review.
Eurasia Review

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать