Главная История и География Хазрат Имам Ахмад бин Ханбал

Хазрат Имам Ахмад бин Ханбал

через Времея и Мир
0 комментарий 73

 

Хазрат Имам Ахмад родился в 164 году хиджры. Его отца звали Мухаммад, а деда-Ханбал, по имени которого его называли Ибн Ханбал. Он принадлежал к племени Шайбан, как и Мухаммад ибн Хасан аш-Шайбани.

Его дед правил городом Саркис, а отец служил в армии в рядовом звании. Тем не менее он был чрезвычайно щедр и гостеприимен. Он оказывал большое гостеприимство караванам, прибывавшим из Аравии в Хорасан.Когда он переехал из Хорасана в Багдад, его финансовое положение было нестабильным, и вскоре после рождения имама Ахмада бен Ханбала он скончался. Таким образом, Ахмад был воспитан своим дядей.

Повзрослев, Ахмад заучил наизусть Священный Коран, после чего начал изучать арабский как язык. После этого он начал знакомиться со знанием хадисов и жизнью сподвижников Пророка  и поколения, которое последовало за ними.

С самого раннего возраста Ахмад был чрезвычайно умен, скромен, рассудителен и имел искреннее желание поклоняться Аллаху. Его любимыми темами были хадисы и жизнь сподвижников. Он специализировался в обеих этих областях.

Первоначально он учился у Абу Юсуфра и в 186 году хиджры, в возрасте 22 лет, отправился в Басру, Куфу и Хиджаз, чтобы изучать хадисы у всемирно известных мухадитинов. Именно в этих путешествиях он встретил Хазрата Имама Шафии в Мекке и был глубоко вдохновлен им. Вернувшись в Багдад, он стал одним из его учеников.

Он также изучал хадисы Суфьяна ибн Уйаны в Мекке. В Йемене он изучил рассказы знаменитого мухадита Абдура Раззака бин Аль-Хаммама и получил свидетельство об  ихавторитете. Абдур Раззак жил в Сане.

Хазрат Имам Ахмад ибн Ханбаль несколько раз предлагал совершить Хадж. В некоторых случаях он предлагал совершить хадж, путешествуя из Багдада в Мекку пешком, во время учебы по пути. Во время этих путешествий, будучи студентом, он столкнулся со многими трудностями. Он испытывал финансовые проблемы, но всегда считал их второстепенными по сравнению с богатством знаний, которые он хотел получить. Время от времени он работал в качестве случайного работника для пропитания.

Однажды, когда он находился в Йемене и испытывал финансовые трудности, его наставник Абдур Раззак выразил желание помочь ему материально. Однако он не был готов принять какую-либо финансовую помощь. Он шил кепки и продавал их, живя на прибыль, которую получал от этого бизнеса.

Однажды у него украли одежду, и он много дней не мог выйти из дома. Один из его сокурсников, который тоже был его другом, узнал об этом и хотел предложить ему немного денег, но он отказался. Его друг настаивал и спросил: «Как долго ты будешь прятаться в своем доме? Возьмите это в долг, и когда у вас будут средства, вы сможете вернуть его”. В конце концов они пришли к соглашению, что Ахмад аккуратно перепишет свои записи для своего друга, а тот заплатит ему взамен. Таким образом, он купил на эти деньги новую одежду и смог снова покинуть свой дом».

Его память была феноменальной, и он помнил тысячи хадисов. Тем не менее, несмотря на это, он записывал любой хадис, который слышал, и рассказывал его, ссылаясь на свои записи, даже если он уже запомнил его. Он принимал подобную меру, чтобы предание о Пророке не было искажено.

Он изучал фикх [исламскую юриспруденцию] у ведущих юристов того времени. Он изучал юридические постановления сподвижников и последовавшего за ними поколения. Однако сферой его интересов оставались хадисы и жизнь сподвижников Пророка, и поэтому он посвятил всю свою жизнь изучению и преподаванию этих предметов.

Имам Ахмад знал персидский язык. Его семья жила в Персии, и в результате все домочадцы свободно говорили по-персидски.

Имам Ахмадрх как учитель

В возрасте 40 лет он основал школу. Это было после 204 года хиджры, когда его учитель, Хазрат Имам Шафии, скончался. Медресе по изучению хадисов, основанное им, получило большое признание, потому что наряду с уроками хадиса, такие черты  Ахмада, благочестие и хорошая мораль также получили признание. Большое количество хадисистов было связано с его медресе. Сотни студентов всегда присутствовали с чернильницами и каламами, готовые делать заметки.

Он жил на скудный доход, который зарабатывал, сдавая внаем недвижимость. Некоторые рассказывают, что его доход составлял 17 дирхамов в месяц. Как уже упоминалось выше, он работал даже в качестве рабочего, так что после сбора урожая он отправлялся собирать упавшие колосья пшеницы. Однако он никогда не принимал подарков от халифов  или других правителей того времени.

Помимо хадисов, имам Ахмад не хотел, чтобы взгляды на фикх и юридические решения были записаны, и не позволял никому другому делать это. Однажды кто-то заметил в его присутствии: «Абдалла ибн аль-Мубарак записывал взгляды на ханафитский фикх».” Услышав это, он ответил: “Ибн аль-Мубарак Лам Янзулу Минас-Самаа”, что означает: «Ибн аль-Мубарак не спустился с Небес», и добавил: “Должно быть написано только то, что пришло с Небес.”

Несмотря на этот строгий подход, его ученики сопоставили его взгляды, связанные с фикхом, которые теперь охватывают много томов.

Испытание и непоколебимость имама Ахмада

Это был период религиозной полемики и философских споров. Мутазилиты, основатели исламской схоластики, укреплялись. В результате возникло много вопросов: Есть ли у человека свобода воли или его судьба предопределена? Являются ли атрибуты Бога частью божественной сущности или они различны? Является ли речь атрибутом Бога? – Коран не сотворен или создан?

Дебаты на такие темы занимали всех. Сам халиф  Мамун ар-Рашид наслаждался такими спорами, и мутазилиты настаивали на том, чтобы он широко пропагандировал подобные доктрины. По этой причине консервативные ученые оказались в затруднительном положении.

Это принесло испытания и имаму Ахмаду. Его позиция состояла в том, что подобные доктринальные дебаты не поднимались ни сподвижниками  ни их последователями (последние известны как табиин). Соответственно, он считал, что никто никогда не должен участвовать в таких дебатах, и то, во что они верят, должно быть достаточно и для нас, но если кто-то будет настаивать, то он внушит им, что они твердо верят в то, что Коран не сотворен, ибо называть его творением было бы искажением религии.

 

Однако в последние годы жизни Мамун аль-Рашид все настойчивее убеждал людей в том, что Коран, будучи Словом Божьим, является творением. В этой суматохе были схвачены имам Ахмад и Мухаммад бин Нух.

Их везли ко двору Мамуна аль-Рашида в Ракку или Тартус, когда Мамун аль-Рашид умер. Перед смертью он написал в своем завещании, что его преемником должен стать Аль-Мутасим [его сводный брат], и проинструктировал, чтобы он придерживался его жесткой политики. Мухаммад бин Нух скончался во время этого путешествия, но имам Ахмадр бин Ханбал был возвращен в Багдад в кандалах.

Проведя несколько ночей в тюремной камере, он был доставлен к новому халифу Абу Исхаку Аль-Мутасиму. Мутасим старался изо всех сил и объяснил ему, что он должен принять то, что он утверждает, но имам Ахмад твердо отстаивал свою позицию. Увидев это, Аль-Мутасим пришел в ярость и приказал высечь его.

Из-за силы ударов хлыста он несколько раз терял сознание, но ни разу не поколебался в своих убеждениях. Таким образом, он оставался в плену в течение 28 месяцев, время от времени подвергаясь порке. В конце концов режим сдался и освободил его.В результате того, что он провел в тюрьме, и жестокости, с которыми он столкнулся, имам Ахмадрх стал чрезвычайно слабым и в течение некоторого времени он с трудом даже ходил. Когда он выздоровел, он возобновил свою преподавательскую деятельность и проповеди.

Пример терпения и настойчивости, который он проявил в период испытаний и невзгод, увеличил уважение и восхищение людей к нему. С тех пор его почитали многие.

После смерти Аль-Мутасима Аль-Ватик был назначен халифом. Он также первоначально продолжал угнетающее наследие и приказал, чтобы у него были отняты права имама Ахмада издавать религиозные указы [фетвы], учить, встречаться с людьми и оставаться в этом городе. Это заставило его некоторое время скрываться. В последние годы жизни Ватик устал от жесткой политики, поскольку споры о том, что Коран является творением, стали становиться нелепыми.

Однажды шут пришел  во дворец Ватика  и сказал: «Я пришел выразить свои соболезнования, потому что то, что является творением, однажды должно столкнуться со смертью. А если Коран умрет, то как мы будем возносить молитвы Таравих?” – воскликнул Ватик и сказал: “Ты дурак! Как может умереть Коран!»

Когда однажды ученого арестовали и привели к Ватику, Ахмад бин Аби Дауд, ведущий сторонник мутазилитов, также присутствовал. Ученый спросил Ибн Аби Дауда: «Неужели Святой Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и его Хулафа (халифы)не знали о спорах вокруг создания Корана? Если они это сделали и решили молчать, то мы должны последовать их примеру. Но если, не дай Бог, они были невежественны и не знали этого вопроса, то как же ты, о неблагородный человек, считаешь себя ученым?»

Услышав это, Ватик вскочил в изумлении и повторил фразу снова и снова, упрекая Ибн Аби Дауда. Ватик отпустил несчастного ученого и похвалил его.

Таким образом, благодаря своему упорству и терпению имам Ахмад и другие подобные ученые полностью прекратили споры вокруг создания Корана. После примерно 14 лет волнений и волнений обстановка вновь стала мирной. Дебаты о создании Корана были, по сути, не чем иным, как войной слов, пропитанных предубеждениями . Но после долгих споров в результате оказалось, что в том, что касается познания Бога, значения Корана существовали всегда, но его слова, т. е. буквы и звуки были созданы, когда Благословенный Пророк услышал их от Джибриила, а сподвижники услышали их от Пророка,  затем передали их всей мусульманской Умме,.

Аль-Мутаваккиль сменил Ватика и полностью отказался от старой жесткой политики. Он удалил мутазилитов из царского двора и вместо этого пожелал получить удовольствие от ортодоксальных  юристов и мухадитинов. Таким образом, он восстановил закон и порядок в стране.

Имам Ахмадр специализировался на хадисах и фикхе. Наряду с приятной внешностью, он воплощал в себе высочайшие порядки терпения, настойчивости, мужества, кротости, таквы и чистоты. Его уроки покорили бы сердца многообещающих учеников.

Когда он скончался в возрасте 78 лет в 241 году хиджры, весь Багдад погрузился в траур. Сотни тысяч людей собрались на его похороны и чувствовали себя так, словно великий имам покинул их.

Взгляды Имама Ахмада, связанные с фикхом

Его взгляды на доктрины и политику всегда оставались в согласии с почитаемыми мусульманскими учеными прошлого. Он был убежден, что прямой принцип заключается в том, чтобы придерживаться Коранических разъяснений, и того, что может быть доказано через ахадис, должно быть достаточно.

С точки зрения политики, он считал повиновение правителей того времени обязательным и поднимать меч против них строго запрещено, потому что меч нарушает общий закон и порядок и контроль. С другой стороны, когда это уместно, не должно быть недостатка в поощрении праведных поступков, предотвращении неправды, предложении альтернативных решений и высказывании правды, поскольку они также являются обязательными.

Имам Ахмад был ведущим ученым в области хадисов и исламским юристом, однако некоторые ученые отрицают, что он когда-либо был юристом.

Имам Джарир аль-Табари написал книгу об Ихтилафе аль-фукахе [спорах между исламскими юристами], в которой он не упомянул Имама Ахмадра, что привело к тому, что были заданы вопросы. Он ответил, что имам Ахмадр был мухадисом ( знптоком предания, а не юристом-факихом), и по этой причине он оставил его в стороне. Это привело к распространению ярости среди масс. Дом Ибн Джарира был забит камнями, и он бежал с большим трудом.

Несмотря на все это, среди ханбалийской школы принято большое количество взглядов и религиозных суждений имама Ахмада, связанных с фикхом, и нет никаких веских оснований отрицать ее авторитет. Однако истинно то, что его взгляды, связанные с фикхом, были вдохновлены его знанием хадисов и взглядами сподвижников  Пророка.

«Муснад» имама Ахмада

Его монументальное служение хадису сохранилось в форме его великого опуса “Аль-Муснад”. Книга содержит от 30 000 до 40 000 хадисов и повествований о компаньонах. Его книга считалась основой для будущего мухадитина.

Имам Бухари, Имам Муслим и другие известные мухадитины ссылались на эту книгу при подготовке своих сборников, и в выборе подлинных хадисов они получили значительную помощь от нее.

Вместо того, чтобы сосредоточиться на предмете, Муснад перечисляет хадисы в порядке рассказчика. Например, сначала хадис, рассказанный Хазратом Абу Бакром, затем хадис, рассказанный Хазратом Умаром, затем Хазратом Усманом, и таким образом были собраны все хадисы от сподвижников.

Предпринимались попытки сопоставить повествования Муснада по темам, но до сих пор они не были опубликованы в полном виде.

Несомненно, есть некоторые хадисы, со слабой с точки зрения  достоверности цепочкой передатчиков. Однако ученые выяснили, что в Муснаде нет сфабрикованных традиций. Имам Ахмад верил, что после Корана и Сунны [практики пророчества] хадис является одним из источников шариата, независимо от того, являются ли традиции подлинными, слабыми, имеют рассказчиков, опущенных в цепочке рассказчиков, или имеют непрерывную цепочку рассказчиков.

Он рассматривал высказывания сподвижников Пророка как авторитет и будет учитывать взгляды табиин [тех, кто следовал за Компаньонс-ра]. Когда это было необходимо, хотя и редко, он полагался на кияса [дедуктивную аналогию], истислаха [поиск наилучших общественных интересов] и истисваба [поиск консультаций]. Он не верил в законность какого-либо другого иджма‘ [concencus], кроме согласия сподвижников Пророка. По его мнению, концепция общего консенсуса была неправильной, так как среди них могли быть противники, о которых народ не знал.

Согласно ханбалийской школе мысли, необходимо выполнять кияс в отсутствие решающего изречения. Однако, по их мнению, значение кияса обширно по сравнению с ханафитской и шафиитской школами мысли. Она включает в себя все средства дедукции, то есть истихсан [применение усмотрения в правовом постановлении], масалих-э-мурсала [соображение, которое обеспечивает выгоду и предотвращает вред] и истишаб [логическое рассуждение через презумпцию непрерывности]. Например, согласно ханафитам, утверждение бей‘ салями [договора купли-продажи авансом] противоречит киясу, поскольку противоречит основополагающему принципу:

لا تبع ما لیس عندک

” Не торгуй тем, чего у тебя нет”, и это подпадает под категорию бей‘ аль-ма’дум [продажа недоступных товаров], тогда как, по мнению ханбали, легитимация этого договора купли-продажи основана на киясе, поскольку он был разрешен с учетом интересов, спроса и обычаев общественности.

В интересах общества имам Ахмадрх считал допустимым депортировать злонамеренных и беспорядочных элементов и принудительно поселять нуждающихся в домах людей, когда не было другого решения. То же самое относится и к тому, чтобы заставить кого-то учиться навыку, когда никто в этой профессии не доступен.

Таким образом, школа Ханбали не меньше выступает за использование медиума, но она не поощряет использование медиума, когда результат может привести к беспорядку. Людей с заразными заболеваниями можно отговаривать от посещения общественных мест. Во времена общественных беспорядков и волнений купля-продажа оружия может быть прекращена. Талакки аль-Рукбан [манипулятивная торговля, когда городской житель покупает товары у сельского жителя за небольшую цену и продает их по гораздо более высокой цене, эксплуатируя невежество сельского жителя], по этой причине считается незаконной практикой.

В этом отношении намерение и результат вступят в противоречие. Например, если человек стреляет из своего пистолета в человека с намерением убить его, но вместо того, чтобы пуля попала в намеченную цель, она убивает змею, то, хотя результат можно считать хорошим, на самом деле это было сделано злонамеренно. В глазах Аллаха такой человек согрешил бы, и они также могут быть вызваны в этот мир.

Если человек заключает другого в тюрьму в своем доме и в результате пленник умирает от голода и жажды, по мнению имама Ахмада, похититель должен будет выплатить компенсацию. Сдавать свою квартиру для танцевальных вечеринок при вышеуказанном условии считается запрещенным.

Школа Ханбали обратилась за огромной помощью к истишабу. Согласно этому принципу, они верят, что сомнение не может положить конец уверенности. Например, вода чиста, и до тех пор, пока нет уверенности, что она была загрязнена, она будет считаться чистой, и любые сомнения будут устранены.

Продвижение взглядов  имама Ахмада

Верования имама Ахмадра получили широкое признание благодаря его последователям, наряду с его книгами. Сын имама Ахмада, Абдулла, широко рекламировал свою знаменитую работу “Аль-Муснад”. Точно так же его ученики, в том числе Абу Бакр аль-Атрам, Абдул Малик аль-Маймуни, Абу Бакр аль-Марузи, Ибрагим ибн Исхак аль-Харби, Абу Бакр аль-Халаль и многие другие его выдающиеся ученики посвятили свою жизнь распространению его доктрин.

Ученые, подобные имаму Ибн Таймийе и имаму Ибн аль-Кайиму, были связаны с его школой мысли.

Ханбалийцы считают иджтихад [процесс принятия юридического решения в исламском праве путем независимого толкования правовых источников] необходимым в каждую эпоху и считают, что его двери открыты. Хотя исламская мысль процветала, споры начали расти. Каждый новый муджтахид [тот, кто применяет иджтихад] начал приобретать свою собственную юридическую позицию в данном вопросе, и никогда не было общего единого  заключения по таким вопросам.

Ученые ханбалийской школы были стойкими сторонниками в интеллектуальных кругах, но, несмотря на это, они не смогли сделать ханбалийскую школу широко приемлемой.

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать