Главная История и География Моджадиды:Мухаммад ибн Тахир аль-Гуджрати

Моджадиды:Мухаммад ибн Тахир аль-Гуджрати

через Исмаил
0 комментарий 39

Мухаммад ибн Тахир аль-Гуджрати родился в семье торговцев в Паттане (Индия) в 1508 (914 г.х) в Паттане ( Гуджарат, Индия) в семье купца. Его семья принадлежала к этноконфессиональной группе «бохра», которые в узком закрытом кругу исповедовали исмаилизм – крайную форму шиизма, причем многие положения доктрины этого течения ставят его на грань выхода из ислама. Купцы – активно торговали с Йеменjм и другими землями Аравии и Ближнего Востока, отличались высоким уровнем образованности и недюжbнными коммерческими способностями.
Еще до достижения совершеннолетия Мухаммад ибн Тахир стал «хафизом», выучив Коран наизусть. К пятнадцатилетнему возрасту он также закончил изучение основ исламских и базовых нерелигиозных наук и начал писать уже свои собственные сочинения в разных сферах знания.

О Мухаммеде Гуджрати сохранились сведения, что он часто дискутировал с ровесниками -студентами и неизменно выходил в этих дискуссиях победителем. Очень рано также в нем проявились и лидерские качества. Кстати из-за этого многие студенты избегали общения с ним, опасаясь быть «раздавленными» его знаниями и мощной личной энергетикой. Он считался непревзойденным знатоком хадисов на всей земле Гуджрата/

Именно тогда Мухаммад Тахир принял решение стать алимом и преподавателяем исламских наук, считая это повелением Аллаха для него лично.

В 1537 г. Мухаммад ибн Тахир совершил хадж в Мекку, а после совершения остался в этом священном городе для дальнейшего обучения. Мекка в те времена, была не только городом главных святынь ислама, но и местом сосредоточения всех ведущих ученых мусульманского мира.

Приблизительно через пять лет в начале 1545 г. шейх Мухаммад Гуджрати вернулся в Паттан. Здесь он продолжил преподовательскую деятельность. От отца – богатого купца, он получил значительное наследство, что позволило ему обеспечивать нуждающихся студентов из бедных семей с тем, чтобы они особенно не беспокоясь о материальных и бытовых проблемах могли бы безостатка посветить себя изучению исламских и иных наук.
В это же время скончался бывший настfвник, глубоко почитаемый в Паттане мусульманский авторитет шейх Мат.

Тогда старейшины города решили, что необходимо избрать нового лидера, который был бы также и предстоятелем на молитве. Шейх Мухаммад Тахир явился на это собрание и не имея никакого представления о его цели и никого не спрашивая встал на намаз за имама. В этом многие увидели знамение свыше и шейх Мухаммад был признан новым духовным лидером Паттана.

Скончался шейх там же в Паттане, в 1578 г.

В чем же проявилось реформаторство шейха Мухаммада ибн Тахира, оценка которого, позволила бы понять, почему его имя оказалось в историческом списке моджадидов.  Очевидно,  что его деятельность имела в первую очередь сугубо локальное значение.
Прежде всего, он , наряду чтением лекций студентам и написанием богословских работ, организовывал в своем родном городе публичные диспуты, таким образом создав возможность для дауата к широким массам людей.
Во-вторых, шейх был известнейшим мухаддисом, он в своей деятельности опирался именно на хадисы и изложенную в них «пророческую традицию», тем самым подчеркнув для будущих поколений.

В самом начале нашего повествования мы отметили, что шейх Гуджрати принадлежал к «бохра», живущим в Индии, потомкам выходцев из Йемена, крайними шиитами- исмаилитами по вероисповеданию. Меньшинство этой общины были суннитами, большинство, так называемые бохра-давуди – исмаилитами. Однако между двумя этими группами общение было довольно тесным, существовали смешанные семьи. При этом суннитское меньшинство принимало от бохра-давуди многие обычаи, которые никак не согласовывались с исламским суннитским мэйнстримом.
И Мухаммад Тахир Гуджрати своей проповедью, но главное умной и хорошо разработанной аргументацию с основой на пророческую традицию, изложенную в хадисах, «очистил» суннитов-бохра от этих явных «бида-а» (нежелательных нововведений) и во многом разделил общины суннитов и исмаилитов «бохра».

На наш взгляд, это было очень важным вкладом в укрепление традиционного суннитского-ислама в много культурной и многорелигиозной Индии, где эта самая многокультурность, наряду с некоторыми положительными моментами, представляла собой также и определенную угрозу для чистоты веры ислама. Кроме того, наследие Гуджрати для мирового ислама важног тем, что он был одним из первых, кто обратил внимание на серьезные расхождения с мусульманской ортодоксией т.н. «крайних шиитов», одними из которых и является община исмаилитов. А это очень важно и актуально вплоть до сегодняшнего дня для укрепления, прежде всего, духовного единства мировой уммы.
ИАЦ «Время и мир»

фото; мечеть бохра-давуди

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать