Главная Ислам и Современность Ахмадийская система правосудия в разрешении конфликтов

Ахмадийская система правосудия в разрешении конфликтов

через Исмаил
0 комментарий 23

В контексте установления справедливости все институты и школы мысли уходят своими корнями в историю религии – института, который впервые дал понятие о добре и зле. Именно это различие между добром и злом заложило основу цивилизации в человеческом обществе, которой сегодня мир очень гордится; настолько гордится, что забыл саму ее основу.

Взаимосвязь между религией и цивилизацией

Исторически взаимные конфликты возникали из-за того, как добывались средства к существованию. Когда возникавшие в результате споры не могли быть разрешены путем взаимопонимания – поскольку каждый человек по своей природе склонен думать, что только он прав, – требовался внешний авторитет. Такая власть была доступна Божьим посланникам через божественное откровение. Таким образом, религия и цивилизация неразделимы как по смыслу, так и на практике.

История религии показывает, что во все века религиозные и духовные лидеры направляли своих последователей во взаимных конфликтах. И также известно, что наиболее подробные указания в этом вопросе были даны исламом.

Мекка

Система божественного закона, ниспосланная руками Святых пророков, служила сначала отдельному человеку, а затем, когда было создано государство Медина, племенам и нациям в случае конфликтов. Была создана судебная система, разработаны юридические процедуры и принят уголовный кодекс.

Целью всего этого было и остается поддержание мира в обществе посредством правосудия. Главной целью всего этого было и остается исправление правонарушителей. Цель всего этого состояла в том, чтобы сработать в качестве сдерживающего фактора, и остается таковой по сей день.

Современная эпоха и роль религий в установлении мира

Со временем число религий росло. Известная история религии показывает, что последователи каждой религии связывали с ней элемент завершенности. Более того, эти религии были созданы для определенных времен и регионов. Они были ограничены определенной аудиторией в течение определенного периода времени. Всемогущий Бог продолжал направлять человечество через периоды интеллектуальной и духовной эволюции.

Таким образом, когда так много систем божественного права – как их воспринимала каждая религия – столкнулись друг с другом, разрешение конфликтов стало невозможным.

Поскольку последователи этих религий считались гражданами того или иного государства, они были связаны также и законами своих соответствующих стран.

Таким образом, единственная возможность разрешения конфликтов с помощью религиозных законов сузилась до примирения и арбитража; и это также касается вопросов гражданского характера, которые юридически не требуют привлечения законодательства страны. В целом арбитражные системы религиозных общин воздерживались от вмешательства в уголовные правонарушения.
В настоящее время в религиозных общинах стало общепринятым правилом соблюдать государственный закон, и в настоящее время считается неприемлемым и неэтичным, чтобы любой представитель общественности, религиозная община или ее лидер или даже духовный глава решал дела криминального характера.

Арбитражная система Ахмадийского джамаата

Основатель Ахмадийской мусульманской общины Хазрат Мирза Гулам Ахмадас интерпретировал исламскую систему божественного права в соответствии с меняющимися временами для разрешения взаимных конфликтов и давал рекомендации – начиная от личных дел и заканчивая вопросами транснационального характера. То же самое продолжалось при его преемниках и продолжается до сих пор. Однако для решения повседневных вопросов, которые по закону разрешаются таким образом, был создан орган под названием Дар-уль-Каза – не имеющий юридического статуса, но функционирующий только в качестве арбитража.

Официальное учреждение Дар-уль-Каза

По мере развития Сообщества число людей продолжало увеличиваться; оно росло до такой степени, что все взаимные конфликты не могли быть разрешены халифом в одиночку – особенно для проведения тщательного расследования, прежде чем будет вынесено какое-либо решение.

Принимая во внимание эти обстоятельства и тот факт, что каждый спорный вопрос должен быть тщательно заслушан, все доказательства тщательно изучены, свидетели предстают перед арбитром и выносится правильное решение, второй халиф ахмадийята Хазрат Мирза Башируддин Махмуд Ахмадра основал институт Дар-уль-Каза (или Дар-уль-Када – арбитражный совет) в 1919 году.

С самого начала Хазрат Мирза Башируддин Махмуд Ахмад издал подробные инструкции для Дар-уль-Каза, задачей которого было арбитражное разбирательство конфликтов, возникающих из повседневных дел (гражданского характера) членов общины. По уголовным делам он с самого начала дал указание сторонам обращаться в суды страны. Однако гражданские дела передаются в Дар-уль-Казу ахмадийцами, которые подчиняются его решению.

Основатель Дар-уль-Каза в ахмадийской общине Хазрат Мирза Башируддин Махмуд Ахмадра описал ее философию следующим образом:

«Есть определенные области исламского права, которые нарушают правовую и политическую систему, но правительство не требует, чтобы их рассматривали как таковые. Например, в Кадиане есть отделение “каза”, где правительство само дало разрешение на внутреннее урегулирование таких случаев и, как правило, не вмешивается в дела, которые по закону не требуют участия полиции.

Следовательно, наш долг – установить внутри Сообщества процедуру разрешения конфликтов в соответствии с исламским правом в вопросах, в которые правительство не вмешивается и в отношении которых правительство предоставило нам свободу принимать решения любым способом, который мы сочтем нужным. И если мы сможем установить часть системы божественного права, но воздержимся от этого, то это, по сути, будет означать, что мы оскверняем систему исламского права. Итак, теперь мы должны предпринять практические шаги для достижения этой очень важной и необходимой цели, которую Всемогущий Бог возложил на наше усмотрение, и не должны обращать внимания на слабость или спотыкание любого человека в Сообществе». (Инкилаб-и-Хакики, Анвар-уль-Улум, том 15, стр. 106)

Процедуры Дар-уль-Каза

Доступ к этой арбитражной системе в Ахмадийском джамаате полностью бесплатный, и Дар-уль-Каза не получает никакого вознаграждения от сторон.

Для доступа к этой системе арбитража не требуется никакой специальной формы или заявления на каком-либо особом типе бумаги. Заявка подается в письменной форме, и система начинает работать. Следует отметить, что данная правовая система выполняет функции арбитража и медиации, которые осуществляются только в том случае, если обе стороны письменно соглашаются обратиться за помощью к этой системе.

На первом этапе разбирательства стороны представляют свои доводы арбитру (кази), назначенному Дар-уль-Каза. Это слушание может проходить в рамках одного заседания, но может растянуться на несколько, в зависимости от характера дела.

Поскольку обе стороны с самого начала заключили письменное соглашение, решение Дар-уль-Каза в принципе приемлемо для обеих сторон. Если обе или одна из сторон чувствуют необходимость обжаловать решение, они могут сделать это, и дело передается в апелляционный арбитражный суд (мурафаа-и-ула). Если какая-либо из сторон по-прежнему считает необходимым обжаловать решение, принятое мурфаа-и-улой, дело передается в высший арбитражный суд (мурафаа-и-алия), то есть коллегию, в которой участвующие арбитры принимают решение на основе свидетельских показаний и доказательств по всему миру. снова.

(Обычно мурафаа-и-ула предшествует мурафаа-и-алии. Однако, чтобы ускорить разрешение супружеских конфликтов, мурафаа-э-алия совершается непосредственно после первого арбитра [кази-э-аваль].)

Если разногласия с одной из сторон или с обеими все еще сохраняются, они могут обратиться к правящему Хазрату Халифу ахмадийской мусульманской общины. Если Хазрат Халиф заметит какой-либо недостаток в деле или в том, как оно было рассмотрено (собранный на основе доказательств и других вспомогательных материалов в деле), он может попросить Дар-уль-Каза пересмотреть все дело.

На этом этапе Хазрат Халиф рассмотрев дело, может оставить решение в силе или он может поручить Дар-уль-Казе внести необходимые поправки.

Уголовные преступления и Дар-уль-Каза

По всем вопросам, связанным с уголовными преступлениями, необходимо в первую очередь обращаться в правоохранительные органы и просить их следовать юридической процедуре, рекомендованной властями в соответствии с законодательством страны. В такие вопросы “Дар-уль-Каза” никоим образом не вмешивается ни на каком этапе, и все эти шаги определяются в соответствии с законами страны.

Например, если дом ахмади ограблен, ожидается, что ахмади не свяжется с Дар-уль-Каза. Они автоматически будут знать, что должны немедленно обратиться в полицию, следовать их инструкциям, сотрудничать с законом страны, а затем подчиняться результату.

По всем вопросам криминального характера ни один ахмади не пошел бы жаловаться непосредственно Халифу. Однако они могут попросить помолиться в аудитории или в письме, или попросить совета и последовать ему.

Те, кто отправляет Хазрату Халифу подробности своих текущих дел в письменном виде или представляет их во время аудиенции, все являются свидетелями того факта, что Хазрат Халиф никогда не выносит решения по делу и всегда советует сотрудничать с законом страны.

Некоторые указания Хазрата Мирзы Масрура Ахмада, относительно Дар-уль-Казы


С самого начала Дар-уль-Каза и по сей день все хулафы (множественное число от Халифа) призывали Дар-уль-Казу разрешать конфликты в свете исламского учения. Они внимательно следили за кодексом Дар-уль-Каза, чтобы не было сформулировано ни одного принципа, противоречащего исламской системе божественного права.

Хазрат Халиф стремится к тому, чтобы даже слово Дар-уль-Казы не было таким, которое могло бы задеть самолюбие партии. Однажды Хазрат Мирза Масрур Ахмад, Халифа, дал указание назиму (ответственному должностному лицу) Дар-уль-Казы:
«Проинструктируйте арбитров использовать в своих решениях слова, которые, как правило, никого не оскорбляют». (Наставление Хазрата Халифа назиму Дар-уль-Каза)

В самые первые дни своего халифата, в 2003 году, Хазрат Мирза Масрур Ахмада обратился к служителямДар-уль-Каза и сказал:

«У нас есть система Каза в сообществе, как на местном, так и на центральном уровне. Дела Дар-уль-Каза также относятся к таким, где каждый арбитр должен действовать беспристрастно и с молитвами. Ни у одной из сторон никогда не должно сложиться впечатление, что арбитр более внимательно выслушал другую, или что их позиция не была полностью учтена в решении, или что другой стороне были оказаны какие-либо преимущества. Даже несмотря на то, что лицо, в отношении которого вынесено решение, обычно подает жалобу, дело самого арбитра должно быть абсолютно безупречным. Святой пророк сказал, что судья, который вынес решение после тщательного расследования и чье суждение оказалось правильным, получит две награды, а если он вынес неправильное решение, несмотря на все свои усилия, он получит одну награду за свои усилия и благие намерения”. (Сахих аль-Бухари, Китаб аль-Итисам, Баб Аджр аль-хаким ид иджтахада фа-асаба ау ахтаа) (Пятничная проповедь, произнесенная Хазратом Халифатул Масих Ваа, 5 декабря 2003 года)

Последние два десятилетия показали, что Хазрат Мирза Масрур Ахмад, Халиф, считал установление справедливости на всех уровнях общества предвестником мира и решительно донес это послание не только членам Джамаата, но и мировым лидерам. Например, он сказал:

«Аллах Всемогущий повелел вершить правосудие, а правосудие – это то, что необходимо установить во всем; от основной ячейки общества, то есть дома, до международных отношений. Это именно то, что может принести мир во всем мире на всех уровнях». (Пятничная проповедь, 25 октября 2013 г., Хутбат-э-Масрур, том 11, стр. 586)

В свете этого же исламского учения он сказал в директиве Дар-уль-Каза:

«Задача Каза заключается только в защите прав. Так что просто обеспечьте защиту прав». (Хазрат Халиф Масих против Казаи Файслая ва Иршадата, том 1, стр. 400)

За последние два десятилетия сотни конфликтов были переданы Хазрату Мирзе Масруру Ахмаду, Халифу, в порядке апелляции, и он добился того, что права невиновных не были нарушены. Если, в соответствии с сунной (практикой) Святого Пророка, прощение может привести к исправлению, он напомнил заявителю об этом варианте. В тех случаях, когда было установлено, что преступник проявил жестокость, он проинструктировал Дар-уль-Казу обеспечить, чтобы невиновный был вознагражден и правосудие восторжествовало как в отношении невиновного, так и в отношении преступника. Мы должны напомнить всем, что Хазрат Халифатул Масих не принимает решений по каким-либо вопросам уголовного характера, а только по гражданским делам, которые поступают на его рассмотрение.

Однако для того, чтобы реальная арбитражная система была успешной, также необходимо, чтобы она основывалась на четко определенной юрисдикции. Это, в случае Дар-уль-Каза, установлено в соответствии с исламским законодательством и контролируется Хазратом Халифом. Благодаря этому Дар-уль-Каза затем функционирует независимо в рамках своих полномочий.

Один из членов сообщества написал о своем случае Хазрату Мирзе Масруру Ахмадаа, попросив его совета. Ответ приведен ниже:

«Я получил ваше письмо. Ваше дело все еще находится на рассмотрении в Каза, и я не вмешиваюсь в ее работу. Да поможет вам Аллах праведно сотрудничать с Казой в этом вопросе. Амин.» (Там же, стр. 404)

Это означает, что до тех пор, пока дело не прошло все стадии и не достигло стадии, когда стороны могут обратиться к Хазрату Халифу, Huzooraa разрешила правовой системе свободно продолжать действовать в рамках своей юрисдикции.

Здесь важно повторить, что дела, представленные в Дар-уль-Каза, не относятся к уголовным преступлениям, которые всегда подлежат разрешению по закону страны; это общеизвестно каждому ахмади. Приведенного выше примера ограбления достаточно, чтобы доказать это.

Дар-уль-Каза: первая точка отсчета

Среди членов ахмадийской общины общеизвестно, что в случае возникновения конфликта они могут обратиться в Дар-уль-Каза и передать свое дело по этапам, описанным выше.

Поскольку сама цель этого учреждения заключается в обеспечении справедливости и беспристрастности, каждое дело, представленное на его рассмотрение, подвергается тщательному рассмотрению.

Даже если человек представит свое дело Хазрату Халифату проинструктирует его связаться с Дар-уль-Казой, чтобы обеспечить защиту прав как истца, так и ответчика.

Давайте возьмем пример женщины, которая жалуется непосредственно Хазрату Халифатул Масиху на то, что ее муж не заботится о ней и их детях и тратит их богатство только на себя. Хазрат Халиф, любезно давая ей и ее мужу советы, также направит ее в Дар-уль-Казу, чтобы все детали дела были представлены арбитру и было обеспечено беспристрастное решение.

Когда дело передается Хазрату Халифу, которое не является гражданским конфликтом, но подпадает под действие уголовного законодательства, существует постоянная инструкция о том, что оно должно быть направлено в правоохранительные органы страны. Мы уже говорили выше, что это постоянная инструкция, которую не нужно повторять при каждом удобном случае. Однако никогда нельзя пренебрегать следующей заповедью Священного Корана:

وَ لَا تَقۡرَبُوا الۡفَوَاحِشَ مَا ظَہَرَ مِنۡہَا وَ مَا بَطَنَ

“[…] и чтобы вы не приближались к грязным деяниям, будь то открытые или тайные”. (Сура “аль-Анам”, гл.6: ст.152)

Предание Сунан Аби Давуд рассказывает нам, что Святой пророк сказал:

إِنَّ اللّٰهَ لاَ يُحِبُّ الْفَاحِشَ الْمُتَفَحِّشَ

«Аллах не любит тех, кто непристойен и вульгарен».

Таким образом, если обвинения носят уголовный характер и предъявляются в соответствии с законодательством страны, но распространяют непристойности, если обсуждаются публично, то Хазрат Халиф, как ведущий сторонник исламского учения, может посоветовать, что непристойности не должны предаваться огласке, поскольку это никому не приносит пользы, но вредит обществу в целом. Это, однако, не означает, что данный вопрос не должен регулироваться законодательством государства.

Аналогичным образом, если Хазрат Халифатул Масих советует кому-либо не возбуждать дело на платформе Сообщества (из-за его криминального характера), было бы неправильно подразумевать, что его совет означает полное прекращение дела. Выбор истца по-прежнему останется за ним – следовать законам страны.

Следовательно, судебная система Ахмадии направлена на то, чтобы гарантировать отправление правосудия под надзором Хазрата Халифа. Тысячи людей извлекают выгоду из этой системы правосудия. Однако в случаях криминального характера ахмадийцам рекомендуется добиваться правосудия в соответствии с законодательством страны.

Примечание: Это общее введение в систему в целом. Ахмадийцы должны напрямую обращаться за советом по отдельным вопросам и исключениям к Дар-уль-Каза.

(Подготовлено и опубликовано редакцией Аль Хакам)
6

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать