Главная Ислам и Современность Исламский план экономического сосуществования (видение ахмади)

Исламский план экономического сосуществования (видение ахмади)

через Исмаил
0 комментарий 29

Знакомство

Исламская вера понимает себя как целостный путь к совершенной жизни во всех отношениях. Источники исламского учения, Священный Коран как Слово Божье и Священное Писание мусульман, Сунна как образцовый образ жизни Святого Пророка МухаммедаSA, охватывают все аспекты человеческого существования от рождения до смерти и далее. В этом мире они служат образцом для подражания, помогая людям жить успешной и процветающей жизнью в гармонии с их Божественной целью.

Одним из самых глубоких аспектов человеческого существования на земле является экономика и экономическая жизнь. Таким образом, в данной статье рассматриваются принципы ислама для экономического сосуществования.

Прежде чем перейти к основной теме, я хотел бы сделать несколько замечаний по поводу нынешней общей экономической ситуации, в которой мы находимся, и обрисовать некоторые фундаментальные недостатки и слабости экономической системы, которая все еще преобладает сегодня, а именно капитализма, чтобы то, что я затем вывел из источников исламского учения, могло быть признано решением.

Моральное банкротство капитализма

Капитализм – это погоня за богатством, движимая личными интересами, которые имеют приоритет. Следовательно, капитализм направлен на продвижение и защиту собственных интересов. Исходя из этого, капитализм занимает чисто материалистическую позицию, при которой человек, оторванный от какого бы то ни было происхождения или предназначения, ограничивается исключительно теми аспектами своей материальной жизни, которые питаются соображениями полезности. Движимый своекорыстием, капитализм, тем не менее, должен чудесным образом способствовать общему благу, никоим образом не стремясь к нему. Теперь личный интерес может быть как совместимым с общим благом, так и вредным для него. Поскольку личные интересы, несовместимые с общим благом, угрожают не только другим законным интересам, но и самому общему благу как предпосылке успеха интересов как таковых, люди при чистом капитализме должны постоянно быть начеку, чтобы не допустить такой угрозы общему благу со стороны давления эгоизма. Грубо говоря, можно сказать, что капиталистическая максима эгоистического своекорыстия в чистом виде в принципе делает невозможным построение взаимного доверия, бескорыстия и истинного сострадания в экономических вопросах. Напротив, человек постоянно ощущает опасность интересов, которые могут всюду сталкиваться с его личными интересами, и жизнь превращается в нескончаемую, почти социал-дарвинистскую борьбу за выживание.

Более того, капитализм в том виде, в каком он практикуется как экономическая система, в значительной степени развязал руки некоторым эксплуататорским институтам и их деятельности, основанной на философии свободного рынка, и даже предоставил им правовую защиту. Такие институты в значительной степени ответственны за большую часть несправедливости в распределении богатства в современном мире.

Постулируемый политологом Фрэнсисом Фукуямой после распада Советского Союза конец истории, согласно которому капитализм, неразрывно связанный, по его мнению, с либеральной демократией, теперь окончательно восторжествовал как наиболее устойчивая и успешная система и распространится на все народы, оказался иллюзией дальнейшего хода истории. Напротив, негативные последствия этической пустоты капитализма, необузданного преследования личных интересов в производстве и потреблении, основанной на процентах финансовой и денежной системы, а также безразличия к коллективной ответственности стали более очевидными, чем когда-либо, в последующих экономических и финансовых кризисах и продолжают оставаться величайшими препятствиями на пути к справедливости.

Господствующее экономическое мировоззрение с конца 19 века, неоклассическая экономическая школа Century составляет костяк современного капитализма. Она предполагает, что личные интересы будут определять экономическое поведение. Таким образом, индивидуум будет иметь преимущество, а частная собственность будет неприкосновенной. Право собственности на собственность будет основано на представлении о том, что человек является собственником самого себя, поэтому каждый индивид будет иметь естественное право на свой собственный труд и, следовательно, также право на собственность, которую он приобретает или производит в обмен на этот труд. Согласно этой точке зрения, благополучие человека может быть максимизировано, если позволить ему свободно действовать в своих собственных интересах. Удовольствие и боль были бы конечными объектами экономического расчета. Цель и задача экономической науки состоит в том, чтобы удовлетворять свои потребности с наименьшими усилиями, насколько это возможно, или, другими словами, максимизировать удовольствие. Полезность чего-либо будет измеряться степенью, в которой она увеличивает благосостояние и удовольствие человека.

Эта точка зрения основана на трех нереалистичных предположениях о человеке, а именно, что люди обладают неограниченным разумом, неограниченной силой воли и бесконечно эгоистичны. Основания и предпосылки, лежащие в основе этой точки зрения, не только отличаются от исламского экономического взгляда, но и диаметрально противоположны ему.

Если заглянуть в Коран и Сунну, то можно увидеть, что Аллах и Его Пророк придавали большое значение финансовым вопросамSA. Однако сфера применения рекомендаций по финансовым вопросам не ограничивается правовыми положениями о допустимых и недопустимых сделках. Скорее, Коран и Сунна в значительной степени сосредоточены на человеческом опыте и поведении в отношении богатства и активов, которые являются предпосылками для принятия разумных экономических решений. Концентрируясь на человеческом опыте и поведении в отношении богатства и активов, а также переформулируя важные экономические концепции, исламское учение также пытается преодолеть когнитивные и духовные искажения в отношении богатства и активов, которые приводят к неуместным и часто вредным экономическим решениям.

Переосмысление права собственности: Аллах как истинный Собственник

С точки зрения ислама, ни удовлетворение потребностей и желаний, ни максимизация удовольствия не являются конечной целью экономической деятельности. Исламская концепция собственности сама по себе совершенно иная, поскольку Сам Аллах владеет нами, а значит, и нашим имуществом. Аллах говорит в Священном Коране:

«Воистину, Аллах выкупил у верующих их личности и имущество за Сад, который они получат». (Сура ат-Тауба, гл.9, ст.111)

Тем не менее, исламская система божественного права предоставляет человеку право на частную собственность. Она позволяет ему стремиться к личному богатству и приобретать мирские блага, а также создает правовую основу для защиты этой собственности.

Закят: противоядие от процента и экономического индивидуализма

Кроме того, экономический индивидуализм далек от исламских концепций общего блага и общественных прав. Тот факт, что закят дает другим право на часть нашего богатства, и что его удержание считается предосудительным и причиной нашего падения, отрицает совместимость между исламом и экономическим индивидуализмом. Аллах говорит:

«Истребляйте на пути Аллаха, не разоряйте себя своими руками и творите добро. Воистину, Аллах любит тех, кто творит добро». (Сура аль-Бакара, гл.2: V.196)

Следует, однако, отметить, что исламская перспектива столь же несовместима с противоположностью экономическому индивидуализму, а именно с экономическим коллективизмом, а скорее представляет собой срединный путь между этими двумя крайностями.

Во многих местах Корана Аллах указывает на то, что у человека есть сильное желание материальных благ.

Например, там написано:

«И ты любишь богатство превыше». (Сура аль-Фаджр, гл.89, ст.21)

Или:

«И, конечно, он страстен в своей любви к богатству». (Сура аль-‘Адият, гл.100, ст.9)

ПосланникSA Аллах иллюстрирует эту ненасытную жажду богатства следующим образом:

«Если бы у сына Адама была долина, полная золота, он хотел бы иметь две долины». (Ас-Сахих аль-Бухари, Китаб ар-Рикак, Баб Ма йуттака мин фитнати л-мал, No 6439)

Он также предупредил о возможных опасностях навязчивой погони за богатством, сказав: «Клянусь Аллахом, я не боюсь бедности для вас, но я боюсь, что богатство мира будет дано вам так же, как оно было дано тем, кто был до вас. Тогда вы будете соперничать за него, как они соперничали за него, и он погубит вас, как он погубил их». (Там же, Баб Ма юхдхару мин захрати д-дунья ва-т-танафус фиха, No 6425)

Предупреждение о том, что погоня за богатством может разрушить человека, призвано воспитать сознательное и бдительное отношение к такому стремлению. Но вместо того, чтобы просто предупредить о возможных опасностях маммоны, исламское учение пытается изменить отношение человека к богатству таким образом, чтобы он тратил его надлежащим образом в соответствии с указаниями Аллаха, то есть в служении Ему.

В исламе Аллах является истинным владельцем всего, включая все богатство, а человек является всего лишь доверенным лицом или хранителем. Задача человека состоит в том, чтобы распоряжаться богатством и активами так, чтобы угодить их Хозяину, то есть Богу. В Коране говорится:

«Веруйте в Аллаха и Его Посланника и расходуйте из того, что Он сделал вас наследниками. А те из вас, кто верит и тратит, уготована великая награда». (Сура аль-Хадид, гл.57, ст.8)

Тот факт, что богатство, в конечном счете, принадлежит только Аллаху, а человек является всего лишь доверенным лицом, оказывает значительное влияние на то, как тратится и инвестируется богатство. После того, как человек усвоил свою роль доверительного управляющего, он несет ответственность за поддержание траста и понимание условий траста, чтобы знать, кто имеет право на активы, а затем распределять эти активы между теми, кто имеет на них претензии.

Условия опеки четко сформулированы в Коране и сунне. К ним относятся правила наследования, положения о закяте, запрет на накопление капитала, стимул быть щедрым и перераспределять богатство в обществе, стимул быть умеренным в расходах и принципы инвестирования.

Бич лихвы

Еще одним важным столпом исламской экономической системы является абсолютный запрет на проценты, который очень четко и недвусмысленно установлен в Коране и сунне. Процент – мать всех экономических несправедливостей.

Кредитование, основанное на процентах, как инструмент распределения ресурсов, обеспечивает фиксированную доходность для одной стороны и переменную или неопределенную доходность для другой. Эта дихотомия в доходах увеличивает концентрацию богатства и препятствует предпринимательству, поскольку система, основанная на процентах, гарантирует богатому капиталисту фиксированный доход. Независимо от первоначального распределения богатства в обществе, кредитование, основанное на процентах, в конечном итоге приводит к концентрации богатства в каждом обществе. На самом деле, имущественное неравенство является проблемой не только в странах третьего мира, но и в каждой стране, где действует сложная финансовая система, основанная на процентах.

Отсутствие желания со стороны капиталистов рисковать капиталом, имея при этом возможность получать фиксированный процентный доход, не позволяет им самим заниматься предпринимательской деятельностью, что приводит к снижению инвестиций в экономику. Снижение потенциальных инвестиций в производственную деятельность замедляет экономический рост, поддерживает высокий уровень безработицы, обременяет государственные бюджеты за счет трансфертных платежей и снижает конкурентоспособность на рынках, что может привести к потерям благосостояния и другим проблемам, связанным с несовершенством рынка.

В случае продуктивных кредитов может случиться так, что заемщик понесет убытки, но в случае кредитов, основанных на процентах, он все равно будет обязан вернуть капитал плюс проценты. В некоторых случаях может случиться так, что заемщик получает большую прибыль, в то время как кредитор получает только согласованную процентную ставку, которая, как правило, составляет лишь часть фактической прибыли. Таким образом, заинтересованность приводит к неэффективному распределению ресурсов общества в целом и способствует системной нестабильности. Она также усугубляет неравенство в распределении доходов и богатства, поскольку гарантирует постоянное увеличение средств, предоставляемых в долг, особенно богатыми, и перекладывает бремя потерь на предпринимателей и, через потерю рабочих мест, на работников.

Теперь хотелось бы вкратце развеять миф, связанный с запретом процентов. Утверждается, что процент – это цена риска. Тем не менее, просто неверно утверждать, что кредитование денег сопряжено с таким риском, который не присутствовал бы в коммерческих предприятиях. В сегодняшней процентной системе кредитор получает проценты в любом случае, в то время как предприятия, приняв на себя операционный риск, либо получают прибыль, либо несут убытки. При каждой предпринимательской инвестиции должен быть пройден весь процесс хозяйственной деятельности, который сопряжен с риском на каждом этапе, и любая компенсация за инвестиции строго зависит от результата предпринимательской деятельности. Временная стоимость денег является проблемой для инвестора, который не хочет оставлять свои деньги неиспользованными и отказываться от использования денег, которые могли бы принести положительную ценность его инвестициям. Это, однако, не означает, что инвестор может требовать или получать произвольное увеличение стоимости использования денег, не принимая на себя предпринимательский риск.

Распределительная справедливость: улучшение положения обездоленных

Говоря о справедливости распределения, следует также сказать, что у мусульман есть своя собственная система социального обеспечения для решения проблемы борьбы с бедностью. В Коране есть три аята, которые особенно важны для мусульманского мышления в вопросах распределительной справедливости. В этих стихах указывается, кто является законным получателем государственных доходов. Первый из этих трех аятов – сура ат-Тауба, гл.9: V.60, в которой уточняется, кто является законным получателем садаката, также известного как закят, третий столп ислама. Закят образует антитезу интереса. Аят ограничивает тех, кто может получить эти средства, восемью категориями: бедные, нуждающиеся, те, кто отвечает за выплату закята, те, чьи сердца должны быть примирены с исламом, освобождение рабов, должников, тех, кто трудится на пути Аллаха, и путешественники.

Закят иногда понимают как милостыню, но в исламском праве это обязательный платеж, который те, у кого есть средства, должны государству, которое затем обязано распределить его между теми, кто имеет на него право. В Коране платеж описывается как право бедных против богатых, при этом государство может навязать свои обязательства по отношению к тем, кто отказывается его платить. Налог взимается с сбережений, превышающих определенную минимальную сумму, с основных продуктов питания, превышающих определенную минимальную сумму, и со стад определенного минимального размера. Борьба с бедностью является важнейшей целью этого коранического законодательства. Та же забота о борьбе с бедностью содержится и в двух других стихах Корана, посвященных распределению общественного имущества, суре аль-Хашр, гл.59: ст.8, и суре аль-Анфаль, гл.8: ст.42, в которых бедные и другие маргинализированные группы названы законными получателями общественной собственности.

В целом, можно указать на исламские принципы распределительной справедливости, которые способствуют передаче общественных ресурсов наименее обеспеченным членам общества. Исламские принципы распределительной справедливости явно согласуются с политикой, направленной на смягчение неблагоприятных условий для индивидуума, возникающих в результате бедности. Исламское право ставит получение государственной поддержки в зависимость исключительно от объективной нуждаемости заявителя и ни от чего больше. Более того, определение бедного достаточно широкое. Например, маликитская школа права, которая преобладает в мусульманской Северной Африке, Испании и странах Африки к югу от Сахары, определяет любого, у кого недостаточно имущества для жизни в течение года, как бедного. Это означает, что бедность определяется не только как функция дохода, но и включает в себя сбережения: любой, чьих сбережений недостаточно для выживания в течение года, имеет право на государственную поддержку.

Исламская концепция закята предназначена только для того, чтобы служить своего рода страховкой дохода и не настолько щедра, чтобы удержать обычного человека от улучшения своей судьбы в соответствии с его Богом данными способностями. Но что она делает, так это меняет основу принятия решений, с которыми сталкиваются люди, которые продают свой труд, чтобы выжить.

Говоря о закяте, следует также сказать, что, как отражение человеческого поведения, он укрепляет отношения человека с другими членами общества, имея дело с нищетой бедных и избытком богатых. Гораздо более важной, чем его правовые последствия, является его роль в этичной экономике. Закят является воплощением нескольких экономических принципов, таких как право регулировать собственность, идея использования собственности для всеобщего блага, идея поддержки нуждающихся при обеспечении их интеграции в общество, а также принцип очищения собственного богатства с целью установления экономического и, в более широком смысле, даже экологического баланса. Институт закята специально зарезервирован для слабых, чтобы уравновесить благосостояние и повысить социальное благосостояние населения. В этом контексте закят имеет не только правовые, но и социально-экономические и, прежде всего, нравственные аспекты. Закят упоминается в Коране 82 раза в связи с исламской молитвой салат, что показывает значимость и взаимосвязь между финансовой благотворительностью и духовными усилиями. Закят является четким указанием на то, что бедность в исламской традиции является одновременно и социальной проблемой, и духовным феноменом. Концептуально закят как обязательный налог на избыточное богатство является не чем иным, как важной вехой в предоставлении социальных услуг и обеспечения.

Закяту также следует придавать большее значение, потому что призывы видных политиков и экономистов к введению налога на богатство становятся все громче с каждым днем. Закят действительно является налогом на богатство, хотя и на праздное богатство – тех, кто копит и не инвестирует в общество, заставляют платить. Закят более справедлив и равноправен, чем нынешние формы налога на богатство, сформулированные его сторонниками левого толка, которые больше похожи на слепую атаку на богатых.

Исламская система божественного права осуждает накопление капитала и требует, чтобы капитал всегда находился в обращении. Поскольку, с одной стороны, капитал должен оставаться в обращении, а с другой — не может быть вложен в обычные сделки, приносящие проценты, применяется принцип распределения прибылей и убытков. Соответственно, капитал, если он не инвестирован в качестве собственного капитала, может быть предоставлен только в качестве собственного капитала. В таких инвестиционных соглашениях как поставщик капитала, так и активный партнер участвуют как в полученной прибыли, так и в риске. Следует отметить, что, с точки зрения ислама, капитал, как правило, имеет функцию непрерывного обращения в национальной экономике. Это соображение лежит в основе общего понятия права собственности в исламской системе божественного права.

Этичное предпринимательство: исламский императив

Этичное предпринимательство как стратегия развития и стиль ведения бизнеса также является концепцией, уходящей корнями в исламское экономическое учение. Ряд аятов в Коране пропагандируют предпринимательство и призывают к деловой этике, ссылаясь на пример Пророка (мир ему и благословение)SA Он был успешным предпринимателем. Далее я изложу исламские этические принципы, которыми должен руководствоваться бизнес и предприятия:

Это включает в себя заповедь честности и надежности.
Затем, как упоминалось ранее, отношение ко всем ресурсам компании как к доверию от Бога, которым нужно распоряжаться с полной ответственностью.
Кроме того, правосудие, которое также включает в себя честные отношения в бизнесе.
Бизнес должен вестись со смирением и преданностью, как часть поклонения Богу, не причиняя вреда другим.
Это включает в себя стремление к братству и сотрудничеству для достижения благополучия человечества, а не только личной выгоды.
Кроме того, Ислам призывает бизнес следовать и другим этическим стратегиям, таким как этические соображения при выборе направления деятельности, которое не наносит вреда другим, поэтому некоторые виды бизнеса недопустимы, такие как алкоголь, азартные игры, оружие и т. д.
Контракты должны соблюдаться и соблюдаться.
Реклама никогда не должна вводить в заблуждение или даже не соответствовать действительности.
Чтобы обезопасить клиентов, любая небрежность в измерениях недопустима.
Излишки продуктов не должны уничтожаться для того, чтобы обеспечить высокие цены на рынке, а должны быть выпущены для использования в целях повышения благосостояния общества в целом.
При найме сотрудников должна быть обеспечена прозрачность, должны быть предоставлены равные возможности для всех, в первую очередь учитываться способности и авторитет, а не фаворитизм по этническому признаку и т.д.
Система управления персоналом, обеспечивающая надлежащую рабочую среду, надлежащую оплату труда, разумное рабочее время и т.д.
Подотчетность предпринимателей.
Охрана окружающей среды, предотвращение загрязнения окружающей среды и уничтожения природы.
Справедливое распределение богатства.
Выплата закята.
И соблюдение запрета процентов.

Пророчества сбылись: призыв к реформам

В заключение следует сказать, что Святой Пророк (мир ему и благословение Аллаха)SA пророчествовал о нашем времени:

«Наступит время, когда людям будет все равно, как они зарабатывают деньги, законно или незаконно». (Ас-Сахих аль-Бухари, Китаб аль-Буйю’, Баб Ман лам йубал мин хайт касаб аль-мал, No 2059) ПосланникSA Аллах также сделал пророчество о процентах: «Наступит время, когда люди будут потреблять проценты» Спросили: «Все люди?» ПророкSA сказал: «Кто не съест его, тот все равно будет поражен его прахом». (Муснад Ахмад, Муснад аль-Муктирин мин ас-сахаба, Муснад Абу ХурайраРа, No 10410)

То есть должно наступить время, когда людям уже будет все равно, зарабатывают ли они себе на жизнь дозволенными или запрещенными способами, и даже те, кто сделает все, чтобы избежать потребления процентов, будут затронуты и пронизаны этим злом.

Эти пророчества исполнились и в наше время. Обетованный Мессия сказал по этому поводу:

«Сейчас в этой стране большинство вопросов юриспруденции перевернуты с ног на голову. Почти во всех сделках присутствует некоторый элемент интереса (риба). Поэтому в настоящее время существует потребность в новом независимом рассуждении (иджтихад)». (Малфузат, [2022], том 7, стр. 3)

Хазрат пятый халиф  сказал об этом заявлении Обетованного Мессии:

«В свете этого водительства Обетованного МессиикакАхмадийский Мусульманский Джамаат продолжает исследовать различные вопросы в этом отношении, когда бы они ни возникали, и даже в настоящее время проводятся дальнейшие исследования по этому вопросу». («Ответы на повседневные вопросы – часть VII», Аль-Хакам, 22 января 2021 г., стр. 10)

В другом месте он сказал: «До сих пор ясная и точная концепция исламского банкинга не вышла на поверхность». Он сказал, что в наши дни так называемый исламский банкинг основан на процентах, замаскированных различными способами. «Проведите исследование на эту тему, и если вы наткнетесь на какое-то исследование, то у меня тоже есть интерес; пришлите его мне, и я рассмотрю его. До сих пор я читал и анализировал исследования людей, и все это казалось неуместными теориями; В них нет реальности». («Я видел, что ваши худдам обладают терпением и решимостью…», Аль-Хакам, 27 августа 2021 г., стр. 6)

Исламская традиция боролась с толкованием соответствующих текстов по экономике в Коране и Сунне на протяжении веков по мере развития экономических условий, и современная исламская экономическая и финансовая система по-прежнему требует вклада, в первую очередь от нас, ахмадийцев.

Да поможет нам Аллах реализовать исламские принципы экономического сосуществования как на индивидуальном, так и на общественном уровне. Амин.

Автор- Ифтехар Ахмед, Ахмадийский архивно-исследовательский центр

Al-Hakam

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать