Главная Ислам и Современность О вере, добре и зле и жизни будущей: Диалог британского ученого и путешественника с основателем ахмадийята

О вере, добре и зле и жизни будущей: Диалог британского ученого и путешественника с основателем ахмадийята

через Времея и Мир
52

 

Профессор Клемент Линдли Рэгге(1852-1922), известный английский метеоролог, ученый и путешественник, дважды посетил  основателя ахмадийята Мирзу Гулама Ахмада в 1908 году.

Профессор Рэгге, как ученый и исследователь, имел за плечами  большой опыт и авторитет: он был членом Королевского географического общества; членом Королевского метеорологического общества в Лондоне; правительственным метеорологом в Квинсленде, Австралия; он основал Институт и музей Рэгге; много и активно выступал с лекциями и докладами по метеорологии по всему миру и много путешествовал.

Ему невероятно повезло, что у него была возможность встретиться с основателем ахмадийята. Его встречи, которые состоялись в мае 1908 года, были чрезвычайно близки к кончине Хузура – профессор Рэгге в последний раз встречался с ним 18 мая 1908 года, всего за восемь дней до кончины Хузура.

Знакомство профессора Рэгге с Обещанными Мессиями состоялось через Хазрата муфтия Мухаммеда Садика, который слышал о знаменитых лекциях профессора по метеорологии, его любви к науке и христианству. Муфтий Сахиб однажды отправился послушать выступление профессора Рэгге

в Лахоре. Услышав то, что он хотел сказать, муфтий-сахиб сказал, что он понял, что профессор не слепо следовал христианству и был рациональным и справедливым человеком.

В связи с этим муфтий сахибра подошел к нему после выступления и сообщил ему о  Мирзе Гуламе Ахмаде, его учении и его аргументах. Муфтий  спросил профессора: «Вы путешественник, но видели ли вы когда-нибудь пророка Божьего?» В ответ профессор Рэгге сказал, что он определенно  очень много путешествовал по миру, но никогда не видел пророка Божьего. (Зикр-и-Хабиб, стр. 329)

Услышав, как муфтий  представил  Мирзу Гулама Ахмада, а также утверждения и аргументы Хузура о том, что он Мессия и Махди, профессор Рэгге очень хотел встретиться с Мирзой Гуламом Ахмадом. Муфтий сказал, что сначала он попросит разрешения у него, а затем назначит дату.

 

Когда муфтий Сахибра рассказал  Мирзе Гуламу Ахмаду  о джентльмене и его желании встретиться с ним,  тот улыбнулся и сказал: «Муфтий- сахиб всегда охотится на англичан» (Там же, стр. 329-330) и одобрил встречу.

Первая встреча состоялась 12 мая 1908 года в Лахоре. Профессор Рэгге пришел со своей женой и был настолько впечатлен ответами Хузура на его вопросы, что попросил разрешения снова встретиться с  ним и вернулся 18 мая для второй встречи и серии вопросов.

Во время своей первой встречи 12 мая 1908 года, задав несколько вопросов, касающихся науки и общего понимания мира, и выслушав ответы , Клемент Рэгге заметил::

«Раньше я думал, что наука и религия сильно противоречат друг другу, как это принято считать среди ученых людей. Однако вы полностью устранили это противоречие».

В ответ Мирза Гулам Ахмад сказал: «Это часть нашей миссии;

– доказать, что наука и религия не имеют разногласий; скорее, религия находится в полной гармонии с наукой, и независимо от того, как далеко продвинется наука, она никогда не сможет фальсифицировать учения Священного Корана и принципы ислам». (Малфузат, Том 10, стр. 435)

Хазрат муфтий Мухаммад Садик рассказывает нам в своей книге «Зикр-и-Хабиб», что профессор Клемент Рэгги принял ислам, и его взгляды полностью изменились после общения с Обещанными Мессиями – он  стал  новым человеком». (Там же, стр. 328)

Профессор Рагги позже жил и скончался в Новой Зеландии, и  нынешний глава ахмадийята Мирза Масрур Ахмад во время визита в Новую Зеландию  читал дуа (мольбу) на его могиле.

Стенограммы интеллектуальной беседы между Обещанными Мессиями и профессором Рагге заслуживают прочтения, особенно для тех, кто интересуется наукой и современными проблемами. Оригинал на урду можно найти в последнем томе «Малфузата» или в «Зикр-и-Хабиб» Хазрата муфтия Мухаммеда Садика.

Вопросы и ответы, которыми обменялись э 12 мая 1908 года, приведены ниже и будут продолжены в следующих выпусках издания Al- Hakam:

Профессор Клемент Рэгге: Я человек интеллектуального склада и замечаю, что земля, на которой мы живем, очень мала. По сравнению с тысячами и миллионами других существующих видов Божьего творения земля не имеет никакого значения. Почему же тогда Божья благодать была ограничена этой землей или какой-либо одной религией или нацией?

 

Мирза Гулам Ахмад: На самом деле, это неверно, и мы также не верим, что Бог открывает Свое существование через определенную секту или нацию. У Всемогущего Бога нет особых отношений или любви к определенной нации. На самом деле, правильно, что Бог существует для всего мира, и Он создал средства физического питания и развития для всего творения без каких-либо различий, и в соответствии с нашим принципом, он Раб-уль – Аламин [Господь всех миров] – Он создал зерно, воздух, воду, свет и т.д. для всего творения.

Точно так же в каждую эпоху и для каждой нации Он время от времени посылал реформаторов для исправления нации. Как гласит Священный Коран:

وَ اِنۡ مِّنۡ اُمَّةٍ اِلَّا خَلَا فِيۡهَا نَذِيۡرٌ

[«И нет народа, к которому не был бы послан Предостерегающий Увещеватель».] ( Коран. 35:  25)

Всемогущий Бог-это Бог для всего мира. У Него нет никаких особых отношений с какой-либо конкретной нацией, и на самом деле различные небесные книги, которые время от времени открывались, не противоречат друг другу. Это происходит потому, что те аспекты, которые нуждаются в реформировании, когда дела человечества развращены – и порок, коррупция, воровство и зло и т.д. рождаются, и люди отдаляются от чистоты и преодолевают непристойность, а также отказываются от веры в Бога и склоняются к идолопоклонству – тогда честь Бога, Который является Питателем физического и духовного благополучия человека, требует рождения реформатора для исправления этой коррупции, но такой реформатор остается в рамках законов природы.

Точно так же, как пшеница, которая росла во времена  Пророка Адама и других пророков, не может быть источником питания для нас, и как вода, которая существовала в предыдущие времена, не может утолить нашу жажду, точно так же, духовно, мы нуждаемся в свежей духовной пище и воде.

Таков путь Бога, что точно так же, как Он питает и обеспечивает систему физического развития, а предыдущих питаний недостаточно, так же обстоит дело и с системой духовного развития, и как физическая, так и духовная системы работают параллельно. Если кто-то отвергает существование Бога, то в этой дискуссии будет использован другой подход; однако человек, который верит в существование Бога, сохраняя эти две системы в качестве параллелей, должен извлечь из них  пользу.

Тот, Кто создал физическую систему, создал также и духовную систему. Точно так же, как Он питает физическую систему свежей пищей, Он также питает духовную систему. Точно так же, как физическое состояние зависит от пресной воды, так и духовное состояние зависит от свежего небесного откровения. Точно так же, как физическое тело умирает, если ему не дают пищи, так и душа умирает без духовной пищи. Если бы в духовных вопросах приводились только прошлые и древние примеры, то какой был бы вывод, кроме того, что духовная система мертва. Что еще это могло быть?

Всемогущий Бог, естественно, желает, чтобы его признали. Для доказательства Своей идентификации и существования Он всегда предоставляет истины, озарения и свежие знамения, и их нетрудно понять. Именно эта система всегда существовала и продолжает существовать. Сотни тысяч пророков пришли и практически представили доказательства [существования Бога] – полностью  демонстрируя  Его существование миру. Итак, как может человек, который просто говорит, что он ученый или философ, нарушить эти непрерывные и проверенные доказательства и свидетельства?

Точно так же, как эти святые люди доказали свое утверждение практическими примерами из своей жизни, так и они должны быть отвергнуты таким же образом. Да, такие люди [которые отрицают Бога] были бы оправданы, если бы спросили, почему им дают старые истории и басни и требуют живых доказательств или живого примера. Представить это доказательство я готов.

Астроном не может предоставить однозначное доказательство существования Бога, просто наблюдая солнечную систему, которая в лучшем случае может привести к убеждению, что Бог должен существовать. То, что Бог существует и что Он, безусловно, существует, всегда доказывалось принципами, выдвинутыми пророками.

Если бы такие люди, как я, не появились в мире, никогда не могло бы быть никакого истинного и полного доказательства существования Бога. Самое большее, справедливый человек, который также добродетелен, мог бы, исходя из великой и упорядоченной организации солнечной системы и т. д., сделать вывод, что Бог должен существовать.

Кроме этого, тот факт, что Бог существует и является Хозяином, Хранителем и Правителем мира, не может быть установлен без руководства тех, кто приходит от Бога и показывает Бога. Такие люди свидетельствуют о Боге [сами] и, представляя свежие доказательства и знамения, как бы показывают Самого Бога».

Профессор Клемент Рэгге: Написано, что существовали Адам и Ева – Ева была слабой женщиной, и поэтому она съела яблоко. В результате наказание за то, что она съела яблоко, будет продолжаться вечно. Этого я не могу понять. Кроме того, эта земля, с которой у нас есть связь, является лишь одной из многих тысяч и миллионов других систем, созданных Богом. Тогда почему Божья власть и благословения должны быть ограничены этой землей?

Мирза Гулам Ахмад: Это не наша вера. Мы не говорим, что нет другой системы, кроме нашей земли и неба; скорее, наш Бог говорит, что Он Раб-уль-Аламин, что означает, что Он Господь всех миров, и везде, где было население, Он посылал туда Своих посланников. Недостаток знаний не опровергает существование чего-либо. Почему бы Богу, создавшему такую обширную систему для этой маленькой земли, не создать условия для всех других поселений? Он-Господь для всех в равной степени и знает о нуждах каждого.

Что касается утверждения, что все человеческие горести и невзгоды были вызваны тем, что Ева съела яблоко, то это не является верой ислама. Нам  ниспослано  учение о том, что:

لَا تَزِرُ وَازِرَةٌ وِّزۡرَ اُخۡرٰي

[«… и ни один носитель бремени не несет бремя другого».] (Сура аль-Ан’ам, гл. 6: Ст. 165)

Наказание Заида не может быть назначено Бакру вместо этого, и при этом не может быть никакой выгоды [в этом]. То, что Ева съела яблоко, не является причиной какой-либо печали, трудностей или наказания; причины этих вещей [печали и т.д.] приведены в Коране, но они совершенно другие.

Профессор Клемент Рэгге: Есть две вещи, которые я хотел бы знать: Во-первых, что такое грех? Человек в одной стране может считать какой-либо поступок грехом, в то время как тот же самый поступок не может считаться греховным кем-то другим в другой стране. Человек превратился из маленького насекомого в человеческое существо, а затем научился отличать правду от лжи. Он отделил истину от лжи, понял хорошее и плохое, получил знания о грехе и добрых делах, и после всего этого есть разница – то, что является грехом для одного человека, не является грехом для другого, кто совершает этот поступок?

Обещанные Мессии: Я обычно говорю, имея в виду тех, кто верит в существование Бога. Бытие Всемогущего Бога является источником вечного комфорта и счастья для жизни человека. Кто бы ни отделился от Него или ни покинул Его тем или иным способом, говорят, что такой человек согрешил.

Всемогущий Бог, принимая во внимание природу людей, далее определил грех как те деяния, которые в силу своих более тонких последствий оказываются вредными для человечества, даже если человек иногда не может оценить их вред. Например, воровство и причинение вреда другим, нарушая их права, наносит ущерб чистоте собственной жизни. Акт блуда блудника и их посягательство на то, что может принадлежать кому-то другому, разрушает их собственную чистоту и благочестие и погружает их в различные физические и духовные трудности. Точно так же те деяния, которые противоречат природе человеческой чистоты и благочестия, также называются грехом, как и все связанные с этим деяния, связанные тесно или отдаленно, считаются видами греха.

Всемогущий Бог, Который является Величайшим и Всеведущим, является истинным Создателем человечества и каждой существующей частицы; Он является Создателем и Знатоком их атрибутов. Обладая совершенной мудростью и совершенным знанием, Он рекомендует что-то и говорит, что это вредно для вас и что совершение [такого поступка] совершенно определенно не полезно для вас; скорее, это совершенно вредно. И поэтому, это не работа человека, чистого по природе человека, начинать идти против этого [наставления Бога]. Мы наблюдаем, что когда врач рекомендует пациенту чего – то избегать, то [наблюдайте, как] пациент действует в соответствии с этим советом без жалоб или возражений-почему он это делает? Это потому, что он считает, что доктор знает больше, чем он сам.

Итак, некоторые вещи таковы, что они вредны для тела или души человека, независимо от того, понимает это человек или нет. Некоторые вещи таковы, что даже если бы Всемогущий Бог не дал о них заповеди, они все равно были бы вредны. В медицине тоже есть определенные вещи, которые считаются грехами, и незнание медицины не является оправданием для того, кто идет против законов медицины. Если кто-то в это не верит, ему следует обратиться к врачам.

Важно помнить, что корень греха-это те действия, которые уводят человека далеко от истинной чистоты, таквы и благочестия. [Достижение] истинной любви Всемогущего Бога и Его союза-это истинное счастье и настоящий комфорт. Поэтому отдаление от Бога-это тоже грех и средство причинения боли, скорби и неприятностей.

[Совершение] действий, которые не нравятся Богу из-за Его святости, являются грехами. Люди могут расходиться во мнениях по некоторым вопросам; однако, с другой стороны, большинство грехов единодушно признаются миром. Ложь, воровство, прелюбодеяние, жестокость и т.д. Принимаются всеми религиями и народами как грехи. Но помните, что корень греха – это те вещи, которые отдаляют человека от Бога-они противоречат святости Всемогущего Бога, противоречат Его желаниям и наносят ущерб природе человечества; такие вещи составляют грех.

Каждый человек признает грех, это в его природе заложено .если кто-то дает пощечину невинному человеку и знает, что он не имел права [дать ему пощечину], то позже, когда он остынет, ему неизбежно будет жаль и стыдно, и он осознает свою ошибку.

«У человека, который дает пищу голодному, дает воду тому, кто испытывает жажду, и одевает человека, у которого нет одежды, разовьется внутреннее чувство, что он сделал доброе дело. Сердце человека, совесть и свет его веры говорят ему, совершил ли он добрый поступок или грех».

Профессор Клемент Рэгге: […] Еще одна вещь, которую я хочу узнать, – это сатана. Что такое сатана? Как получилось, что, несмотря на то, что  Бог,- Господь Всемогущий, сатана все еще мог так сильно контролировать ситуацию, что для своей реформы Бог должен был прийти в этот мир. Что под этим подразумевается?

Мирза Гулам Ахмад: […] Что касается сатаны, следует помнить, что в человеческую природу и творение были вложены две силы, и обе [силы] противостоят друг другу. Это делается для того, чтобы человек был испытан и испытан и, преуспев [в испытаниях], стал достойным божественной близости.

Из двух сил одна тянет к добру, а другая-ко злу. Сила, которая тянет к добру, называется «малак» или “ангел”, а сила, которая призывает ко злу, называется “сатана”.

 

Другими словами, вы можете понять это так: есть две силы, которые воздействуют на человека, одна призывает к добру, а другая-ко злу. Таким образом, если кому – то не нравятся слова «сатана» и «ангел», они все равно могут понять [концепцию] – никто не может отрицать, что в человеке действуют две силы. Всемогущий Бог никогда не замышлял никакого зла – Бог творит только добро.

Видите ли, если бы в мире не существовало греха, то и добрых [дел] тоже не существовало бы. Добрые дела рождаются из греха [и] само существование греха порождает добро. Если кто-то мог совершить блуд и у него тоже была такая возможность, но потом он воздержался от этого, то это действие называется добрым делом. Если у кого-то есть возможность украсть или быть жестоким и т.д. и он может совершать эти действия, но не делает этого и воздерживается, то он совершает хороший поступок.

Иметь возможность и способность грешить, а затем не предаваться греху-это само название награды и добрых дел.

Профессор Клемент Рэгге: В мире действуют две силы – положительная и отрицательная. Теперь, если мы всегда будем использовать позитивную силу и пренебрегать негативной, то однажды негатив будет медленно набирать силу и прорвется в любое время: разрушая мир. То же самое верно и в отношении добра и зла. Если весь мир будет творить только добро и никогда не совершит никаких плохих поступков, то точно так же зло наберет силу и уничтожит мир.

Мирза Гулам Ахмад: Видите ли, если человек даже не способен кричать, то его тихая речь не будет считаться высокой моралью. Если бы люди оставались в одном состоянии и не были способны ни на какие изменения, то добро больше не называлось бы добром. Присутствие двух противоположностей проявляет доброту.

Если бы чье-то состояние было неизменным, и людям не давали никаких других способностей, и они всегда были вынуждены творить добро и не могли совершать зло, то как бы вообще существовали послушание и добро?

Аллах Всемогущий в какой – то степени наделил людей властью-они могут изменять свое состояние. У них есть сила творить добро и выбор совершать зло. И таким образом, человек найдет свою награду в соответствии с тем, как он действует.

Видите ли, если бы не существовало плохой морали, то как могла бы существовать хорошая мораль? Моральная порочность появилась сразу же, как только появилась хорошая мораль.

Человек понимает плохую мораль и осуждает ее, потому что плохая мораль существует. У хорошей морали тоже есть определенные определения [тоже], и их хвалят. Если бы в чьем-то сознании не было картины того, что плохо, то не было бы такого понятия, как хорошая мораль. Добро всегда различается через зло. Если бы был создан только один путь, то, конечно, не было бы ни награды, ни [Божьего] удовольствия.

Боль и утешение, печаль и счастье, тьма и свет, горькое и сладкое, яд и противоядие, зло и добро, грех и доброта-все возникает благодаря существованию своей противоположности. Если бы эти противоположности не были созданы, сама жизнь была бы очень скучной. Если бы существовал только один способ и условие, это было бы укоренено в [человеческой] природе, и поэтому какая причина была бы для какой-либо награды и вознаграждения? Как такое состояние может быть средством получения [Божьего] удовольствия, когда все поступки, совершенные в таком состоянии – которое было врожденным у людей – были бы вызваны принуждением, иначе у человека не было бы власти.

Помните, что людям дана свобода воли. У человека есть выбор делать добро или зло, творить добро или жестокость, быть доброжелательным или скупым. Всегда помня о двух аспектах возможного поведения, мы можем сформировать мнение о том, является ли конкретный человек хорошим или плохим.

Весь смысл [человеческих] действий заключается в том, что человек способен действовать иначе. Несмотря на то, что у него есть возможность отомстить, [человек] не делает и, наоборот, действует доброжелательно. Но как может человек, которому даже не дали руку для удара, чтобы он мог отомстить, сказать, что он делает добро или действует по-доброму, не нанося [кому-то] ответный удар [в отместку]?

قَدۡ اَفۡلَحَ مَنۡ زَكّٰهَا

وَ قَدۡ خَابَ مَنۡ دَسّٰهَا

[Воистину [истинно] преуспевает тот, кто очищает его, а тот, кто развращает его, погибает.] ( Коран 91:  10-11)

Из этих аятов  ясно, что доброта и хорошие качества зависят от обоих аспектов [способности творить добро или зло]. Человек, которому дана только одна способность, а не другая, обладает простой гравировкой, которую невозможно стереть.

Тот, кто отрицает существование ангелов и сатаны, фактически отрицает самоочевидные истины и идет против того, что можно легко ощутить или засвидетельствовать. Каждый день мы становимся свидетелями того, что люди творят добро, в то время как, с другой стороны, в мире также происходят преступления, и обе эти силы действуют в равной степени – ни один человек не может этого отрицать. Кто не чувствует и не испытывает эти две силы внутри себя? Здесь никакая философия или логика не могут действовать иначе, поскольку присутствуют две силы, и каждая действует на своем месте.

Что касается [вашего вопроса], что если существует только добро, то зло соберет силу и уничтожит мир. В связи с этим все, что я могу сказать, это то, что меня не волнуют [предположения], говорящие: «Если это произойдет, то произойдет и то, и если это произойдет, то произойдет и это”. Все, что я вижу, – это то, что человеческая природа была подготовлена как к хорошим поступкам, так и к плохим. Я не иду дальше этого»..

Профессор Клемет Рагге: В христианстве известно, что мир сбился с пути, но затем Бог выкупил его у сатаны. Правильно ли это?

Мирза Гулам Ахмад: Мы не верим в подобную чушь. Это полная чушь. Этот вопрос следует задать христианам.

Профессор Клемент Рагге: Христианские верования говорят, что Адам перешел из высшего состояния в низшее, тогда как [на самом деле] люди развиваются из низших состояний в высшие.

Обещанные Мессии: Это не наша вера, и мы не принимаем ее [т. е. христианскую веру].

Профессор Клемент Рэгге: Я верю, что следующая жизнь подобна плащу – через него человек переходит из одного состояния в другое. У меня особый интерес к спиритизму. Я хочу знать, какой будет следующая жизнь и что там произойдет?

Мирза Гулам Ахмад: Без сомнения, после этой жизни начнется новая жизнь. Однако прямо сейчас у меня нет времени подробно объяснять этот вопрос. В этой жизни тот, кто хорошо посеет свои семена, получит чистую [загробную жизнь]. А те, кто плохо посадил свои семена, столкнутся с трудностями и наказаниями. В некотором смысле эта новая жизнь остается связанной с этой [текущей] жизнью и не отключается полностью. Мир сновидений служит примером этого. Во время бодрствования жизнь существует, однако, когда человек засыпает, происходит большая перемена.

Мне известны некоторые детали [по этой теме]; однако сейчас это невозможно объяснить, потому что эта тема требует много времени. Это невозможно объяснить за несколько минут.

Миссис Рэгге: Возможно ли каким-либо образом поговорить или связаться с теми, кто ушел из этого мира, и узнать их истинное состояние?

Обещанные Мессии: Это возможно – через видения человек может встретиться с душами. Однако для достижения этого крайне необходимы напряженные и чрезвычайно трудные духовные упражнения. Я сам испытал и испытал это на себе, и время от времени встречал души и беседовал с ними. Человек может спросить их о полезных вещах, о молитвах и т.д.

Я встретился с душой Хазрата Исы [Иисуса] и Святого Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, а также встретился с некоторыми Товарищами. У меня есть опыт в этом отношении.

Однако трудность для человека [в отношении встречи с душами] заключается в том, что до тех пор, пока он не выполнит духовные упражнения со строгим соблюдением практики и [установленных] правил, он не сможет достичь этого опыта. И поскольку этот [опыт] не может быть достигнут каждым, по этой причине, по мнению такого человека, эти вопросы являются всего лишь историями и фантазиями и не обладают реальностью.

Человеческое сердце – это центр необычайных и великих чудес. Однако, поскольку чистая и качественная вода добывается с помощью напряженных усилий – земля вскапывается, грязь вынимается и территория очищается – таким же образом, чтобы получить доступ к чудесам сердца, которые Бог привил, необходимы большие усилия и борьба.

Важно помнить, что реальность этого вопроса [общения и встречи с душами] принята, и я сам был свидетелем и испытал это на себе.

После этого профессор Клемент Рэгге попросил  Мирзу Гулама Ахмада о еще одной аудиенции в другой день, потому что у него было еще много вопросов к  нему. В ответ Обещанный Мессия, который был в своей последней болезни, сказал: « Сейчас я болен. Я не могу  прилагать слишком большие усилия. Однако, если я буду здоров, тогда возможно [встретиться снова]».

Шесть дней спустя профессор Рэгге получил благословенную возможность еще раз встретиться с Обещанным Мессией. Во время встречи он продолжал задавать  основателю вопросы, особенно те, которые касались науки и мира природы.

Позднее мы, инша-Аллах, представим перевод встречи, которая состоялась 18 мая 1908 года между Мирзой Гуламом Ахмадом. и профессором Клементом Рэгге.

Al- Hakam

 

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать