Главная Мир сегодня Религиозный экстремизм в Азербайджане: реальная угроза или предлог для установления автократии?

Религиозный экстремизм в Азербайджане: реальная угроза или предлог для установления автократии?

через Исмаил
0 комментарий 51

 

В декабре Госдепартамент США впервые внес Азербайджан в свой Специальный список наблюдения за «участием в серьезных нарушениях свободы вероисповедания или терпимостью к ним».

Комиссия США по международной свободе вероисповедания (USCIRF) сообщила о резком росте подавления религиозных свобод и усилении преследований мусульманских общин: по сообщениям, за предыдущий год 19 человек были заключены в тюрьму за свою веру.

Правительство Азербайджана решительно оспорило эту классификацию, а его Государственный комитет по работе с религиозными институтами заявил о предвзятости доклада, обвинив его в том, что он опирается на источники, благоприятствующие Армении, и распространяет вводящие в заблуждение рассказы.

Ситуация еще более усугубилась, когда Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) отказала в ратификации полномочий парламентской делегации Азербайджана, указав на нарушение религиозных свобод среди своих озабоченностей, что привело к обвинениям азербайджанских официальных лиц в «азербайджанофобии» и «исламофобии».

Фактически, траектория религиозной политики Азербайджана заметно сместилась от относительной открытости 1990-х годов к режиму все более жесткого регулирования с начала 2000-х годов. То, что начиналось как мягкие регулирующие меры, переросло в жесткие репрессии, причем каждая законодательная поправка за последние два десятилетия ограничивала все больше религиозных свобод.

Примечательно, что эти законодательные изменения были приняты без консультаций с общественностью, что способствовало повсеместному введению режима цензуры. Это включает запреты на публичные молитвы вне мечетей, закрытие мест отправления культа, тюремное заключение религиозных деятелей и наказание лиц, отказывающихся от военной службы по соображениям совести. Такие меры непропорционально сильно повлияли на шиитских активистов, подчеркнув тенденцию, когда религиозные деятели часто составляют значительную часть политических заключенных в стране.

Правящая элита использовала пугало исламского экстремизма, чтобы выставить себя в качестве защитника светского и стабильного азербайджанского государства, чтобы рационализировать принятие более автократической политики как внутри страны, так и на международном уровне.

Вторая Карабахская война 2020 года ознаменовалась не только военным триумфом Азербайджана. Это также положило начало эре ужесточения контроля за гражданскими свободами, затронувшей сотни, возможно, тысячи представителей шиитской общины. В этот период также наблюдались напряженные отношения с Ираном, аресты часто изображались как ликвидация иранских шпионских сетей.

Тем не менее, многим из задержанных были предъявлены обвинения в незаконном обороте наркотиков — фиктивное обвинение, обычно используемое для подавления инакомыслия в Азербайджане, особенно после смертельного нападения на посольство Азербайджана в Тегеране в январе 2023 года. Реакция правительства отразила риторику США о «глобальной войне с терроризмом» после 11 сентября, используя ее в качестве политического инструмента для представления предполагаемых угроз в качестве оправдания авторитарной практики, при незначительном независимом надзоре для проверки этих обвинений. По сути, «не угроза такой, какая она есть, а угроза того, что она представляет».

Нельзя отрицать, что стратегическое географическое положение Азербайджана подвергает его разнообразному влиянию исламского мира, в том числе со стороны арабских государств Персидского залива, Северного Кавказа России, Турции и Ирана. Такая позиция теоретически может сделать его уязвимым для проникновения иностранных разведывательных служб, в том числе иранских, на фоне эскалации двусторонней напряженности.

Тем не менее, масштабный характер недавних правительственных репрессий, которые заметно превысили масштабы инцидента в Нардаране в 2016 году, когда было арестовано около 90 шиитских активистов, вызывает серьезную озабоченность. Частое предъявление задержанным сомнительных обвинений в незаконном обороте наркотиков в контексте автократической структуры управления Азербайджана указывает на более широкую тенденцию репрессий. Эта картина отражает тактику подавления, используемую против остатков независимой прессы, активистов гражданского общества и протестующих.

Подход правительства к борьбе с инакомыслием или любой формой оппозиции, такой как протесты жителей деревни Союдлу против деятельности по добыче полезных ископаемых или действия независимых средств массовой информации, таких как Abzas Media, часто предполагает навешивание ярлыков на эти группы как на агентов иностранных держав. Аналогичным образом, шииты, задержанные по сомнительным обвинениям, изображаются как «пятая колонна», якобы подрывающая государство.

Этот метод намеренно используется властями, чтобы перенаправить общенациональный разговор с дискурса демократизации на вопросы этнической политики и религии, области, где внутри страны существует широкий консенсус, охватывающий даже идеологический спектр оппозиции. Поступая таким образом, правительство эффективно заглушает голоса несогласных, сохраняя существующий политический порядок и отвлекая внимание от недостатков государства и насущных внутренних проблем.

Репрессии, особенно в религиозных рамках, часто не подавляют мобилизацию, но вместо этого могут укрепить коллективную идентичность и активность движений, когда государство рассматривает их как противников.

В Азербайджане такая стратегия, отмеченная массовыми арестами и секьюритизацией целого сообщества, непреднамеренно делает страну более подверженной внешнему влиянию. Базирующаяся в Иране группа «Хусейниюн», выступающая за теократическое государство, за последние четыре года набрала заметный импульс, высказывая социальные и религиозные претензии.

В то время как укрепление легитимности президента Алиева после победы в Карабахе и стабильная ситуация с безопасностью в стране потенциально сдерживают непосредственное влияние группировки, делая ее более заметным явлением в кругах социальных сетей, не следует недооценивать ее потенциал по активизации определенных слоев населения.

Фото-президент Азербайджана Ильхам Алиев и иранские мусульманские деятели

Автор -Ровшан Мамедли – независимый аналитик из Баку
Eurasianet

 

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать