Главная Унитариане-универсалисты в мире Что делать? Размышления российского унитарианина-универсалиста в наше «неунитарианско-универсалистское» время.

Что делать? Размышления российского унитарианина-универсалиста в наше «неунитарианско-универсалистское» время.

через Исмаил
0 комментарий 37

Последний день уходящего 2023 года побудил нас взяться за перо, точнее ударить пальцами по компьютерной клавиатуре и высказаться вот по какому поводу.
Дело в том, что автор этих строк по своему мировоззрению ( это не совсем одно и тоже, что и религиозные взгляды) унитарианин-универсалист. Унитарианство, как  и унитарианский универсализм сформировались в их нынешнем виде приблизительно 63 года назад в США. Первое из них выступало за строгое Единобожия на основе, как им представлялось, адекватных прочтений иудео-христианских писаний Ветхого и Нового Завета, отрицая Троицу, и Божественность Иисуса Христа. Чуть позднее возник унитарианский универсализм последователи которого считали возможным искать и находит духовную истину во всех без исключения религиозных и духовных учениях человечества. Понятно, почему такое учение появилось в США, где представители разных культур, исторических, национальных, и религиозных культур словно в плавильном котле переплавлялись в совершенно новое сообщество, более или менее органично впитавшее в себя прежние различные традиции. Понятно также, почему встал вопрос об обращении к самым разным духовным традициям, как источнику Истины. За научно-технической революцией последовала может даже большая по значению своему информационная революция, сделавшая для человеческих индивидуумов невозможным всю жизнь свою «вариться» только в соку своей традиционной культуры. Теперь одним нажатием клавишы компьютера можно из первоисточника познать любое духовное учение, даже те, которые зародились и существуют за тысячи километров от твоего дома. Можно сегодня утверждать, что интернет, и другие инофрмационные технологии осуществили давнюю мечту человечества- стерли границы между странами и народами. Да, конечно, интернет не обеспечивает физического перемещения через границы, но в наше время опять таки из-за новых информкоммуникации, в этом нет такой необходимости как раньше. Ныне осуществлять многие виды международных отношений можно и не выезжая из дома.
Так вернемся к духовной составляющей универсального единства в многообразии. Это первое обстоятельство заставившее автора поместить сакраментальный «русский» вопрос в заголовок этой статьи. Хорошая идея универсализм. Только как объединить людей придерживающихся столь различных в основе своей религиозных и духовных взглядов (часто в широком спектре от авраамического монотеизма до дзен-буддизма, синтоизма и современнных неориентальных движений) в некое единое, а значит, дееспособное сообщество. Лично у меня в России такое не получилось. Собралось нас три человека, и каждый сразу начал навязывать исповедуемую им традицию в качестве основополагающей. Видимо именно поэтому и распались и небольшие унитариано-универсалистские общины существовавшие в России в 90-е. В Санкт-Петербурге, и под Москвой.  В нашей стране видимо не очень развит универсалистский образ мысли, очень сильно мы, россияне, как мыслями, так и чувствами привязаны к одной определенной традиции Хотя на Западе существует апробированный механизм создания и деятельности таких общин. Механизм их действия в том, что общность возникает на основе того, что все участники такого сообщества являются носителями либо традиционной веры в Бога, либо признают на основании других религий и традиций существование некоего надмирного и над реального Благого, не обязательно выражаемого в понятиях традиционных религий. Такое сообщество может на своих dстречах творить общую тихую молитву или медитацию, и обмениваться личным духовным и практическим жизненным опытом. Ничью личную духовную свободу и самоопределение это не нарушает.
Последние десять лет автор и жил с такой идеей, что вполне гармонировало с его жизненной практикой. Но с года 2020 hезко затормозилось поступательное движение к единому мру и человечеству, проявлявшее себя все последние тридцать лет после крушения советского коммунизма и железного занавеса.
Сейчас не оставляет острое ощущение того, что СOVID -2020 , а затем полномасштабное военное столкновение в центре Европы, вновь раскололи мир, вынудив людей все более глухо запираться в своих национально-культурных и религиозных квартирах. Сейчас сохраняется стойкое ощущение того, что не только в России, имеющей большой опыт « железных занавесов» разного формата и прочности, но и в Европе еще совсем недавно пытающейся представить себя образцом межчеловеческой солидарности и толерантности, пышно расцветают ннаэтноцентристские, и ксенофобско-изоляционистские тенденции. По крайней мере к той части мира, что находится к востоку от нынешней границы Евросообщества. И остается тогда задать еще один сакраментальный «русский вопрос» – Кто виноват? Хочется сказать- да политики, причем в узкокорыстиных интересах элит а вовсе не гражданских сообществ. по обе стороны разрезавшей шедший единству мир в ходе продолжающейся уже второй год волне себе полноценной гибридной войны, где классический военный фронт, добавляется не менее эффективными фронтами экономического и информационно-психологического противостояния. Но думается политики не действовали бы так, если бы в глубине своих обществ не чувствовали благоприятную среду для восприятия новой волны, национализма и ксенофобии. А такие сантименты есть, по крайней мере в России. Мне сейчас себе трудно представить вывод в общественное пространство таких идей, как толерантность, мир, религиознвй универсализм. В лучшем случае такие мысли даже изреченные, не найдут отклика. В худшем= тебе дадут понять, что мы сейчас-«осажденная крепость» вдоль ее «западных» и «юго-западных стен» и нам мыслить на до как наше родное командование… При этом люди не обязательно мыслят так в реальности. За прошедшее тридцатилетие наше общество изрядно пропиталось, духом свободы, пусть и несовершенной, но демократии и открытости миру. Об этом свидетельствует хотя бы значительное количество релокантов, многие из которых персоны известные, и из зарубежного далека не стесняющиеся в выражениях по отношению к России и ее политическому режиму, с другой стороны патентоваными националистами и ксенофобами вдруг стали персоны, получившие в свое время немалые дивиденды от демократии, плюрализма и открытости мира. Да и в самом обществе не все так осторожно. Что стоит одна «голая вечеринка» обошедшееся явно в круглую сумму, с участием тех, кого принято именовать «звезды» (хотя их сияние но очень специфическое» в момент когда на общество российское буквально обрушилась волна пропаганды традиционных ценностей и анти-ЛГБТ кампания. Как в этой ситуации, чувствует себя основной строительный кирпичик нашего общества – мыслящий русский обыватель. Думаю, он находится в мощном психологическом ступоре и непонимании того, как все это будет дальше развиваться. Состояние, должен сказать, опасное для личностного и общественного здоровья.
НО вернемся, наконец, к главному вопросу. Что делать в такое вот явно «неунитарианско-универсалистское время», унитарианину-универсалисту в России, но не только. Плыть по образовавшемуся течению, фундаменталистско-ксенофобскому мэйнстриму? Не факт, что все происходящее есть адекватная перспектива развития событий.
А может перейти к универсализму «духовных консерватизмов». Может быть глубже и пристальнее изучать не только что нас объединяет (например вера В Бога, или может быть в некое безличное трансцендентное благо, но и наши различия культурного, исторического и иного характера. И не только изучать, но и искать решения того, как и что сделать, чтобы эти различия между нами не превратились в непримиримый антагонизм. И в этом случае унитарианский универсализм станет не только явлением современной духовной жизни, но так же и ее значимым практическим фактором. Что жизненно важно в наше непростое время.
Валерий Емельянов АНО « Ассоциация международного сотрудничества «Время и мир»

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать