Главная ЭЛЛИНСКИЙ МИР-ΤΟΥ ΕΛΛΗΝΙΣΜΟΎ Найти свою вторую половинку, древнегреческий путь

Найти свою вторую половинку, древнегреческий путь

через Исмаил
0 комментарий 18

 

Как люди в Древней Греции относились к любви?

 

Вначале люди были андрогинами. Так говорит Аристофан в своем фантастическом описании происхождения любви в «Пире» Платона.

Аристофан сообщает, что ранние люди не только имели оба набора половых органов, но и были наделены двумя лицами, четырьмя руками и четырьмя ногами. Эти чудовища были очень быстрыми – передвигались с помощью колес телеги – и они также были довольно мощными; На самом деле, они были настолько могущественны, что боги нервничали из-за своего владычества.

G
Желая ослабить людей, Зевс, греческий царь богов, решил разрубить каждого пополам и повелел своему сыну Аполлону «повернуть лицо… к ране, чтобы каждый видел, что его порезали, и поддерживал порядок». Если же люди продолжат представлять угрозу, Зевс пообещал снова порезать их – «и им придется пробираться на одной ноге, прыгая!»

По словам Аристофана, отрезанные люди были жалкими людьми: «[Каждый] жаждал своей второй половины, и поэтому они обнимали друг друга, сплетаясь вместе, желая расти вместе».

В конце концов Зевс, движимый жалостью, решил повернуть их половые органы вперед, чтобы они могли получить некоторое удовлетворение от объятий.

По-видимому, сначала он пренебрег этим, и, как объясняет Аристофан, отрезанные люди «бросили семя и произвели детей не друг в друге, а в земле, как цикады».

То же самое можно сказать и о вкладе Аристофана в «Пир», где герои Платона по очереди сочиняют речи о любви, перемежаясь пьянством.

Не случайно, что Платон дает Аристофану самую диковинную из речей. Он был знаменитым комическим драматургом Афин, ответственным за такие непристойные угощения, как «Лисистрата», во время которых женщины Греции «бастуют» и отказывают в сексе своим мужьям до тех пор, пока те не прекратят воевать.

Какое отношение речь Аристофана имеет к любви?

Вечный вопрос со времен Древней Греции: является ли любовь лекарством от нашей «раны»?
Аристофан говорит, что его речь объясняет «источник нашего желания любить друг друга». Он говорит: «Любовь рождается в каждом человеке; Она созывает вместе половинки нашей изначальной природы; Он пытается сделать одно из двух и исцелить рану человеческой природы. Таким образом, каждый из нас является «соответствующей половиной» человеческого целого… И каждый из нас всегда ищет ту половину, которая ему соответствует».

Этот диагноз должен звучать знакомо для наших ушей. Это понятие любви, глубоко укоренившееся в американском сознании, вдохновляющее сценаристов Hallmark и голливудских продюсеров – оно передается с каждой предлагаемой романтической комедией.

Мы любим говорить, что любовь – это открытие своей второй половинки; Она заключается в том, чтобы найти свою вторую половину – человека, который дополняет меня, как выразился Джерри Магуайр, влюбленный спортивный агент Тома Круза.

Как философ, я всегда поражаюсь тому, как рассказ Платона, произнесенный Аристофаном, удивительным образом напоминает наш современный взгляд на любовь. Это глубоко трогательный, красивый и задумчивый рассказ.

Как описывает это Аристофан, мы можем рассматривать любовь как лекарство от нашей раны или как «рану человеческой природы». Итак, что же это за рана? С одной стороны, конечно, Аристофан имеет в виду нечто совершенно буквальное – рану, нанесенную Зевсом. Однако для философов разговор о «ране человеческой природы» говорит о гораздо большем.

Почему мы ищем любовь, по мнению философов Древней Греции

Люди по своей природе ранены, соглашались греческие философы. По крайней мере, заключили они, мы склонны к пагубным привычкам, которые, казалось бы, укоренились в нашей природе.

Люди настаивают на том, чтобы искать удовлетворение в вещах, которые не могут обеспечить реального или длительного удовлетворения. Эти ложные приманки включают в себя материальные блага, власть и славу, объяснял Аристотель. Жизнь, посвященная любой из этих целей, становится совершенно несчастной и пустой.

Христианские философы во главе с Августином приняли этот диагноз и добавили теологический поворот. Погоня за материальными благами является свидетельством грехопадения и симптомом нашей греховной природы. Таким образом, мы подобны инопланетянам здесь, в этом мире, или, как сказали бы средневековые общества, паломникам, находящимся на пути к сверхъестественному пункту назначения.

Люди стремятся удовлетворить желания в мирских вещах, говорит Августин, но обречены, потому что несут в себе зерно бесконечного. Таким образом, конечные вещи не могут выполняться. Мы созданы по образу и подобию Божьему, и наше бесконечное желание может быть удовлетворено только бесконечной природой Бога.

В 17 веке французский философ Блез Паскаль предложил описание раны нашей природы, более созвучное светским чувствам. Он утверждал, что источник наших грехов и пороков кроется в нашей неспособности сидеть спокойно, оставаться наедине с собой и размышлять о непознаваемом.

Мы ищем неприятные развлечения, такие как война, пьянство или азартные игры, чтобы занять ум и заблокировать тревожные мысли, которые просачиваются внутрь; Возможно, мы одиноки во Вселенной – возможно, мы плывем по течению на этом крошечном камне, в бесконечном пространстве и времени, где нет дружественных сил, смотрящих на нас сверху вниз.

Рана нашей природы – это экзистенциальное состояние, полагает Паскаль. Из-за полной неопределенности нашего положения, на которое не может ответить ни одна наука, мы постоянно балансируем на грани тревоги или отчаяния.

«Поцелуй», Франческо Хайез, 1859 год. 

Является ли любовь ответом на жизненные проблемы?

Возвращаясь к предложению Платона, высказанному через Аристофана: многие ли рассматривают романтическую любовь как решение жизненных проблем? Многие ли ожидают или надеются, что любовь залечит «рану» нашей природы и придаст смысл жизни?

Я подозреваю, что многие так и делают: наша культура практически предписывает это.

Ваша вторая половинка, говорит Голливуд, может принять удивительную, неожиданную форму. Она может казаться вашей противоположностью, но, тем не менее, вас необъяснимо привлекает. С другой стороны, ваш возлюбленный может показаться поначалу грубым или отчужденным, но лично вы находите его милым.

Голливудские фильмы, как правило, заканчиваются, когда романтические герои находят свою вторую половинку, не предлагая никакого проблеска жизни во время послесвадебного блаженства или когда дети и работа сближаются – настоящее испытание любви.

Аристофан предъявляет к любви требования и ожидания, которые являются довольно экстремальными.

«[Когда] человек встречает свою половину, — восклицает он, — происходит нечто удивительное: они теряют рассудок от любви, от чувства принадлежности друг к другу и от желания, и они не хотят расставаться друг с другом ни на мгновение. Это люди, которые заканчивают свою жизнь вместе и до сих пор не могут сказать, чего они хотят друг от друга».

Это звучит чудесно и заманчиво, но Платон не верит в это, поэтому он помещает это в сатирическую историю Аристофана. Короче говоря, все это довольно мифично.

Существует ли настоящая любовь?

Понятие «родственная душа» подразумевает, что во Вселенной есть только один человек, который вам подходит, один человек в творении, который дополняет вас, и которого вы узнаете во вспышке молнии.

Что, если в поисках настоящей любви вы мечетесь в ожидании или ожидании, что вас напрасно поразит звезда? Что делать, если нет идеального партнера, которого вы ждете?

Является ли это одной из причин, почему, как сообщает Pew Research Center, мы видим рекордное количество неженатых американцев?

С другой стороны, что, если вы погружаетесь в отношения, даже в брак, ожидая, что блеск и пресыщение сохранятся, но этого не происходит, и уступает место … Обыкновенная жизнь, где обычные вопросы, сомнения и неудовлетворенность жизнью всплывают и задерживаются?

В своей книге «Современный роман» актер и комик Азиз Ансари рассказывает о свадьбе, на которой он присутствовал, и которая могла быть инсценирована самим Аристофаном: «Клятвы… были мощными. Они говорили друг о друге самые замечательные вещи. Что-то вроде: «Ты — призма, которая берет свет жизни и превращает его в радугу»…

Клятвы, объясняет Ансари, были настолько ликующими, такими возвышенными и трансцендентными, что «четыре разные пары распались, предположительно, потому, что они не чувствовали, что у них есть любовь, которая была выражена в этих клятвах».


«Победа Эроса», Анжелика Кауфман, 1750-1775. Любовь в Древней Греции олицетворял Эрос. 

Любовь не является решением жизненных проблем, что может подтвердить любой, кто когда-либо был влюблен. Романтика часто является началом многих головных и душевных страданий. И зачем вообще возлагать такое бремя на другого человека?

Это кажется несправедливым. Зачем обращаться к своему партнеру, чтобы он исцелил экзистенциальную рану и исцелил вашу душу? Это огромная ответственность, с которой не может справиться ни один простой смертный.

Я принимаю косвенную критику, которую Платон предлагает здесь через Аристофана. Хотя я вряд ли являюсь экспертом в этом вопросе, я нахожу его послание довольно точным в этом отношении: истинная любовь гораздо более приземленна.

Я должен уточнить: истинная любовь обыденна по своему происхождению, если не по своему завершению. Иными словами, настоящая любовь не обнаруживается внезапно, с первого взгляда, а является продуктом огромного труда, постоянного внимания и жертвенности.

Любовь не является решением жизненных проблем, но она, безусловно, делает их более терпимыми, а весь процесс более приятным. Если родственные души существуют, то они создаются и формируются после партнерства на всю жизнь, совместной жизни, совместной работы с общими обязанностями, терпения боли и, конечно же, познания радости.

Фирмин ДеБрабандер, профессор философии, Колледж искусств Мэрилендского института

Фото 

Разбитые сердца: Елена и Менелай на вазе в Лувре. Пара олицетворяет страхи по поводу любви в Древней Греции. 

The Conversation

 

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать