Главная История и География Кофе и люди-политика,экономика, культура

Кофе и люди-политика,экономика, культура

через Исмаил
0 комментарий 21

Начало-здесь

Растворимый кофе – стимул воевать

Растворимый кофе, приготовленный из быстрорастворимых кофейных кристаллов, что исключало традиционно трудоемкий процесс заваривания, получил широкое распространение во время Первой мировой войны. Тогда американский изобретатель Джордж К. Л. Вашингтон нашел способ увеличить производство и продавать его военным, чтобы дать солдатам дополнительный стимул сражаться. “Я счастлив, несмотря на крыс, дождь, грязь, сквозняк (sic), грохот орудий и визг снарядов…” – писал американский солдат из окопов в 1918 году. “Требуется всего минута, чтобы зажечь мой маленький масляный обогреватель и сварить кофе Джорджа Вашингтона”. В ту войну солдаты называли растворимый кофе “чашкой Джорджа”. Во время Второй мировой войны американские солдаты называли его “чашкой Джо”.

После вступления Соединенных Штатов в войну в 1941 году военные ежемесячно заказывали 140 000 пакетиков кофейных зерен для приготовления растворимого напитка, что в десять раз больше, чем в предыдущем году мирного времени. Американские чиновники ограничили потребление кофе гражданскими лицами на девять месяцев, чтобы солдатам на полях сражений его было достаточно. После войны несколько компаний, включая Nescafe и Maxwell House, активно продвигали растворимый кофе, используя в рекламе ветеранов войны. Это была успешная маркетинговая стратегия, потому что общественность быстро поняла, что солдаты предпочитают растворимый напиток, и популярность растворимого кофе еще больше возросла.

Кофе и гражданские войны в Латинской Америке

Кофейная плантация в Бразилии
После 1945 года в Латинской Америке бедность в сельской местности и широко распространенная эксплуатация чернорабочих, которые занимались производством кофе, бананов, сахара и других товаров, подпитывали левацкую активность. Во время холодной войны Америка опасалась влияния Советского Союза на своем “заднем дворе” и, работая над защитой финансовых интересов крупных корпораций, вмешалась в дела нескольких центральноамериканских стран, что привело к ужасным последствиям: были спровоцированы государственные перевороты и обострились кровопролитные гражданские войны.

Во-первых, в 1954 году в Гватемале произошел государственный переворот, поддержанный США. Затем ЦРУ запустило план по свержению демократически избранного президента Якоба Арбенса Гусмана после того, как он начал передавать более 100 кофейных плантаций крестьянским кооперативам при поддержке гватемальских коммунистов. Путчисты назначили президентом правого толка генерала Карлоса Кастильо Армаса, который отменил аграрную реформу, восстановил тайную полицию и согнал крестьян с предоставленной им земли. Его убийство три года спустя привело к трем десятилетиям репрессий и кровавого насилия со стороны правительственных эскадронов смерти и партизанских группировок. Элита сохранила свои кофейные плантации и социальный статус. Рабочие продолжали страдать.

В 1970-х и 1980-х годах аналогичные конфликты имели место в соседних Никарагуа и Сальвадоре. В Сальвадоре поддерживаемая США военная хунта столкнулась с левыми повстанцами, стремившимися свергнуть правительство, которое тесно сотрудничало с американцами. Обученные в США правые эскадроны смерти присоединились к гражданской войне, и в результате столкновений в сельской местности погибло 50 000 человек. Экспорт кофе, который составлял большую часть доходов страны, резко сократился. Около миллиона человек бежали из страны. Аналогичная ситуация имела место в Никарагуа, где также погибло около 50 000 человек.

Кофе – мост, соединяющий разные культуры


Потребление кофе стало неотъемлемой частью многих культур и часто служило средством сближения различных культур. Его присутствие на культурных мероприятиях, ритуалах и торжествах обогатило человеческое взаимодействие и создало прочные связи между людьми. На протяжении всей истории различные сообщества делились своими кофейными обычаями и ритуалами. Культурный мост “кофе” способствует взаимопониманию и терпимости между людьми разного этнического, языкового и культурного происхождения.
Различные сообщества разработали уникальные кофейные ритуалы, от приготовления кофе по-турецки до итальянского эспрессо. Кофе стал символом гостеприимства. Итальянский эспрессо распространился по всему миру благодаря Говарду Шульцу, руководителю по маркетингу американской компании Starbucks, который посетил Милан в 1983 году и был очарован сотнями баров, где подавали латте и кофе эспрессо. Вернувшись домой, он убедил владельцев Starbucks разрешить ему открыть эспрессо-бар. В 2020 году Starbucks владела почти 9000 кофейнями/ресторанами в США и могла похвастаться более чем 30 000 кофейнями/ресторанами по всему миру. В 20 веке кофе считался напитком интеллектуалов на Западе, поскольку его любили такие популярные писатели, как Эрнест Хемингуэй, Ф. Скотт Фицджеральд и Т. С. Элиот. Это объясняет, почему кофе популярен среди народов, и ни левые, ни правые не хотят его запрещать (по крайней мере, пока).

Ведущие страны-производители кофе

Каждый день в мире выпивается более 2,25 миллиарда чашек кофе, и потребности потребителей огромны. Страны, выращивающие кофе, в основном являются развивающимися странами, расположенными вдоль так называемого кофейного пояса вокруг экватора: Бразилия, Колумбия, Эквадор, Перу, Панама, Мексика, Кения, Эфиопия, Индия, Индонезия, Мьянма, Вьетнам. Стабильные температуры, умеренное количество осадков и богатая почва создают идеальные условия для роста кофейного дерева.

Из Эфиопии кофе распространился по всему арабскому миру, а затем, к концу 17 века, через Азию на Яву и Суматру. В 18-м и 19-м веках выращивание кофе распространилось по всей Латинской Америке, и именно тогда кофейный пояс приобрел свои окончательные масштабы. В топ-10 стран, выращивающих кофе в 2021 году, входят: Бразилия (2,6 млн метрических тонн), Вьетнам (1,5 млн метрических тонн), Колумбия (754 000 метрических тонн), Индонезия (669 000 метрических тонн), Гондурас (475 000 метрических тонн), Эфиопия (471 000 млн тонн), Перу (346 000 млн т), Индия (312 000 млн т), Гватемала (254 000 млн т) и Уганда (209 000 млн т).

В мире насчитывается 25 миллионов семей, которые зарабатывают себе на жизнь кофе. Если принять во внимание количество членов семьи, то сегодня эта цифра составляет около 100 миллионов человек, зависящих от выращивания и продажи кофе. В Бразилии, где производится почти треть мирового кофе, более пяти миллионов человек заняты выращиванием более трех миллиардов кофейных растений. Кофейное растение является более трудоемкой культурой, чем другие культуры в тех же регионах, такие как сахарный тростник, поскольку его выращивание не автоматизировано и требует большого внимания человека.

Неоколониалистские тенденции на мировом рынке кофе


Согласно исследованию экспертов по глобальной торговле кофе, за последние три десятилетия крупнейшими спекулянтами в мировой торговле кофе были переработчики в развитых странах, таких как Германия, Италия и Швейцария. Напротив, мелкие кофейные фермеры в странах-производителях кофе в среднем лишь незначительно увеличили свои доходы. Самые высокие доходы в глобальной сети дистрибуции кофе были достигнуты в секторе обжарки кофе.

За последние 30 лет цены и объемы продаж обжаренного кофе или сопутствующих кофейных продуктов, таких как кофейные капсулы, значительно возросли. Объем экспорта обжаренного кофе увеличился в четыре раза, а экспортная цена выросла даже в шесть раз. Напротив, количество и цены на экспорт необжаренных зеленых кофейных зерен выросли лишь примерно на 60%.

Страны кофейного пояса экспортируют около 70% своей кофейной продукции, но 87% из них – в виде оригинального и необработанного (необжаренного) зеленого кофе. Это неудивительно, поскольку обжарка кофе требует дорогостоящих вложений и технически сложна для достижения стойкого кофейного вкуса. Именно поэтому переработкой кофе в основном занимаются богатые компании в развитых западных странах, таких как Германия, Италия или Швейцария.

Кроме того, гораздо сложнее транспортировать обжаренный кофе на большие расстояния, например, из Бразилии, Мьянмы, Эфиопии до конечных потребителей, главным образом в Северной Америке и Европе, без потери качества. Поэтому обжарка кофе в странах, выращивающих кофе, для западного рынка ограничивается несколькими продуктами. Поэтому несколько кофейных компаний на Западе, которые доминируют на рынке (Lavazza, Illy, Nespresso, Douwe Egberts, Julius Meinl, Tchibo), несут огромную социальную ответственность перед странами, где выращивается кофе, например, за более устойчивое выращивание кофе, хорошие условия труда, справедливую заработную плату и более подходящее использование технологий и машины в полях. К сожалению, эти компании ведут себя в неоколониалистской манере.

При выращивании кофейных зерен арабики (обычно используемых для производства обжаренного кофе) производители могут увеличить свой доход только за счет улучшения качества зерен. И наоборот, для кофейных зерен робуста (которые в основном используются для производства растворимого кофе) развивающиеся страны могли бы приобрести технологию переработки. Вот почему растворимый кофе можно перевозить на большие расстояния, а его производство менее сложное и дешевое. Вьетнаму и Эквадору, например, со временем удалось создать надлежащий сектор производства растворимого кофе. Качественная государственная политика может поддержать производство и экспорт растворимого кофе за счет привлекательных условий для прихода инвесторов и качественной транспортной инфраструктуры.

Вывод

Кофе остается ключевым товаром и в 21 веке для многих развивающихся стран, таких как Бразилия, Индия и Вьетнам. Зависимые от кофе, эти страны приносят доход и выделяют средства на проекты в области образования, здравоохранения и инфраструктуры. Влияние кофе на экономику этих стран огромно и помогает сократить масштабы нищеты и стимулировать развитие. Кофе – это больше, чем простой напиток, это феномен, который сформировал ход человеческой истории. От ранних торговых путей до современных кафе на каждом углу кофе прочно вошел в культуру, экономику и общество самых разных народов и стран. Влияние носит глобальный характер и, несомненно, будет продолжать определять будущее человечества.

Подготовил Иван Нелюбов

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать