Главная История и География Женщины-алимы в истории ислама

Женщины-алимы в истории ислама

через Исмаил
0 комментарий 148

Название этой статьи может удивить . Читатель вполне естественно ожидает краткий список женщин, возможно, жен пророка Мухаммеда, да пребудет с ним милость и благословение Аллаха, или небольшое количество дочерей великих мусульманских ученых-мужчин. Однако это просто не соответствует действительности; все четырнадцать столетий исламской истории переполнены женщинами-учеными. И они учили не только женщин, они учили мужчин.
Хотя это иногда упускается из виду, ислам дал женщинам права, которых у них никогда раньше не было, и это включало право на образование. Современный мир, похоже, забыл, что женщины занимают почетное место в исламе, и это, конечно, не потому, что они нуждаются в постоянном руководстве. Пророк Мухаммад учил, что пол не имеет никакого значения для ценности человека. Мужчина и женщина, сказал он, имеют одинаковые права и обязанности учиться и преподавать. Как мужчины, так и женщины должны изучать и передавать слова Корана и Сунны.
Мы знаем, что порабощение женщин не является результатом исламского учения, совсем наоборот, Ислам наделил женщин правами, но где-то на протяжении истории права женщин были подорваны до такой степени, что теперь им приходится бороться за место в мечетях. Как это может быть, когда наша история не показывает ничего, кроме уважения прав, способностей и мнений женщин?
Айша, дочь Абу Бакра и жена пророка Мухаммеда, передала человечеству более 2000 хадисов. Умар ибн аль-Хаттаб, третий халиф, назначил женщину, Шифу бинт Абдуллу, управляющей рынком в Медине.

В Аравии 7-го века женщины имели мало прав, если вообще имели их. Всего за двадцать три года Пророк Мухаммад все перевернул и основал общество, основанное на четких принципах и справедливости для всех. Ни один человек не был лучше другого, кроме как в силу своего благочестия. В 21 веке человечество сделало все возможное, чтобы подчинить женщин до такой степени, что в некоторых странах их жизнь мало чем отличается от доисламской Аравии. Поэтому давайте рассмотрим жизнь некоторых женщин-ученых прошлого и поразмышляем об их достижениях.

Айша бинт Абу Бакр (ум. в 678 году н.э.)

Помимо того, что Айша была молодой и любимой женой пророка Мухаммеда, ее также помнят как знатока хадисов и юриспруденции, педагога и оратора. Женщины ее времени всегда обращались к ней со своими вопросами. Она была умным человеком с хорошей памятью, и ей приписывают рассказ более 2000 хадисов, а также она была известна как великий толкователь Корана. Говорили, что ум Айши острый, а суждения превосходные. После смерти пророка Мухаммеда она продолжала преподавать, и у нее было более 200 учеников. Умар ибн аль-Хаттаб, второй халиф, часто спрашивал у нее совета.

Рубийя бинт Муавид (7 век н.э.)

Вся семья Рубийи была убита во время битвы при Ухуде. Однако она выжила и стала великим рассказчиком хадисов. Ее рассказы можно найти в книгах Бухари, Муслима, Ибн Маджи и других. Она рассказала, как Пророк совершил омовение после того, как фактически стал свидетелем его совершения . Многие сподвижники отправлялись учиться у нее, несмотря на то, что в то время в Медине присутствовало так много мужчин. Она считалась выдающимся экспертом, и среди ее учеников были Абдулла ибн Аббас и его отец, великий комментатор Корана.

Амра бинт Абдур Рахман (ум. в 710 году н. э.)

Амра был одним из величайших ученых поколения, пришедшего после пророка Мухаммеда и его сподвижников. Она была ученицей Айши бинт Аби Бакр, жены пророка Мухаммеда, став известной как факих, выносящий исламские постановления (фетвы) и специалист по хадисам. Халиф Умар ибн Абдул Азиз (ум. в 720 году н.э.) сказал: «Если вы хотите изучать хадисы, идите к Амре»”. Имам Зухри, который, как полагают, составил первый систематически отредактированный сборник хадисов, сказал: «Идите к Амре, она – кладезь хадисов».

Умм аль-Дарда Худжайма Бинтуяйй ас-Сугра (ум. около 700 г. н.э.)

Умм аль-Дарда была одним из ведущих мусульманских ученых второго поколения после пророка Мухаммеда. Она была важным передатчиком хадисов, учителем, юристом и корановедом. Она запомнила и передала хадис от Айши (любимой жены пророка Мухаммеда) и других сподвижников Пророка, включая Салмана аль-Фарси и Абу Хурайру. Прожив большую часть своей жизни в Медине, она переехала в Дамаск, где обучала сотни студентов, как мужчин, так и женщин, и многие из них впоследствии стали уважаемыми учеными сами по себе. Один из ее учеников Абд аль-Малик ибн Марван в конечном итоге станет халифом.

Айша бинт Ахмад ибн Мухаммад ибн Кадим (ум. в 1009 году н.э.)

Айша была одним из самых образованных ученых конца 10-го века. Почти вся информация о ее жизни взята из биографических словарей, составленных андалузскими учеными между 12 и 14 веками нашей эры. Тот факт, что о ней все еще помнили и писали спустя долгое время после ее смерти, повышает ее престиж. Ниже приводится краткий обзор ее жизни, согласно Ибн Башкувалю (ум. в 1183 году н.э.):
Она была родом из Кордовы. Известный историк Ибн Хайян (ум. в 1076 году н.э.) упомянул о ней и сказал: «В ее эпоху на всем Пиренейском полуострове не было никого, кто мог бы сравниться с ней с точки зрения знаний, совершенства, литературного мастерства, поэтических способностей, красноречия, добродетели, чистоты, великодушия и мудрости. Она часто писала дани уважения королям своей эпохи и выступала с речами при их дворе. Она была очень искусным каллиграфом и скопировала множество рукописей Корана и других книг. Она была страстным коллекционером книг, которых у нее было очень много [так в оригинале], и была очень озабочена стремлением к знаниям…»

Фатима Мухаммад аль-Фихри (ум. в 880 году н.э.)

Семья Фатимы мигрировала в начале 9 века из Кайравана в Тунисе в Фес, Марокко. Они были образованной семьей, и Фатима и ее сестра Мариам изучали исламские науки юриспруденции и хадисоведение. Ее отец, Мухаммад аль-Фихри, долго и упорно трудился, чтобы стать успешным и состоятельным торговцем, и когда Фатима и Мариам унаследовали состояние своего отца, то на эти деньги они решили строить мечети и образовательные учреждения.
Фатиму в основном помнят как основательницу первого в мире высшего учебного заведения, предоставляющего академические степени. Университет, который она основала, до сих пор функционирует как Университет Каравийин в Фесе. Первоначально эта была мечеть, которая превратилась в учебное заведение. По данным ЮНЕСКО, это старейшее учебное заведение, присуждающее ученые степени, и как таковое является первым и старейшим университетом.
Университету Аль-Каравийин приписывают подготовку многих выдающихся мусульманских мыслителей, включая Абдул-Аббаса, юриста Мухаммеда аль-Фаси и Лео Африкана, известного писателя и путешественника. Другие выдающиеся имена, связанные с этим учреждением, включают маликитского юриста Ибн аль-Араби (ум. 1148 г. н.э.), историка Ибн Халдуна (ум. 1406 г. н.э.) и астронома аль-Битруджи (Альпетрагиус) (ум. 1204 г. н.э.).
Немусульмане также были желанными гостями в Аль-Каравийине, и среди бывших студентов был Гербер из Оверни, который позже стал папой Сильвестром II. Именно он ввел арабские цифры и концепцию нуля в средневековую Европу. Другим известным учеником был еврейский врач и философ, «второй Моисей еврейского народа» Маймонид.

Фатима аль-Самарканди (ум. 12 век н.э.)

Фатима родилась в Самарканде. В то время это был важный центр исламского образования, а Фатима была выдающимся специалистом в области исламского права и каллиграфии. Она была дочерью великого юриста и ученого Мухаммада ибн Ахмада аль-Самарканди, который написал знаменитый труд “Тухфат аль-Фукаха”, который является классическим трудом в ханафитской юриспруденции. Фатима училась у своего отца и выучила эту работу наизусть. Она была знакома с исламской юриспруденцией, Кораном и хадисами и могла издавать исламские постановления (фетвы).

Фатима вышла замуж за ученика своего отца, другого выдающегося ханафитского ученого Ала ад-Дина аль-Кассани (ум. 1191 г. н.э.). Вскоре после свадьбы пара путешествовала по исламскому миру, в конце концов обосновавшись в Алеппо, где они зарекомендовали себя как ведущие ученые. Студент Кассани сообщил: «Иногда студенты задавали аль-Кассани трудные вопросы. Он просил у нас разрешения и шел к себе домой. Когда он вернется, он подробно ответит на наши вопросы. Такое случалось довольно часто. Наконец, мы поняли, что имам аль-Кассани собирался пойти домой, чтобы спросить Фатиму об этом вопросе, а затем вернуться с ответом».

Зайнаб бинт Ахмад (ум. 1339 н.э.)

Зайнаб была выдающимся исламским ученым в 14 веке. Она принадлежала к ханбалитской школе юриспруденции и жила в Дамаске. Она получила квалификацию в различных областях, но особенно в области изучения хадисов. Она преподавала такие книги, как Сахих Бухари, Сахих Муслим, Муватта Малика ибн Анаса и Сунна Ат-Тирмизи. Путешественник по Северной Африке Ибн Баттута (ум. 1369 г. н.э.) был одним из ее учеников, и ее имя фигурирует в нескольких десятках цепочек повествований Ибн Хаджара аль-Аскалани (ум. 1448 г. н.э.).

Фатима бинт Ибрахим ибн Джоухар (14 век н.э.)

Фатима жила в 14 веке нашей эры. Она преподавала весь сборник хадисов Бухари и была настолько известна, что всякий раз, когда она отправлялась в паломничество в Мекку, ученые со всего мусульманского мира просили разрешения присоединиться к ней. Она обучала имама Дахаби и имама Субки. Фатиму часто просили преподавать в мечети Пророка в Медине. Говорят, что из-за своих преклонных лет часто наклонялась к могиле пророка Мухаммеда. В конце жизни она написала завещание, разрешающее передавать, все, что она рассказала

Айша бинт Абдул Хади (14 век н.э.)

Айша родилась в Дамаске в начале 14 века и была учительницей в тамошней большой мечети. Она была назначена султаном мастером хадисов и преподавала составление Имама Бухари. Ибн Хаджар аль-Аскалани, которого многие считают одним из величайших знатоков хадисов, отправился в Дамаск и изучил с ней более ста книг. Ее цепочка повествования в хадисах считается самой сильной из , восходящих к пророку Мухаммаду. Между ней и Имамом Бухари находится восемь передатчиков, а между Имамом Бухари и Пророком – по-разному, три, четыре или пять передатчиков. Это самая короткая цепочка повествования, восходящая к Пророку, из всех ученых, живших в ее время.

Фатима бинт Хамад аль-Фудейлия (ум. в 1831 году н.э.)

Фатима была также известна как Аль-Шейха аль-Фудейлия и была юристом и известным знатоком хадисов. Родившись в Аравии, она изучала каллиграфию и другие исламские науки и преуспела в них, но проявляла особый интерес к хадисам. Она изучала хадисы у многих учителей и в конце концов начала преподавать и выдавать сертификаты своим ученикам. Поселившись в Мекке, она основала публичную библиотеку, и ее лекции посещали многие выдающиеся ученые-мужчины, среди которых были Умар аль-Ханафи и Мухаммад Салих. Ученые, которые учились у нее, хвалили ее благочестие, праведность и прекрасную каллиграфию.

Нана Асмау (ум. в 1864 году н.э.)

Нана была дочерью шейха Усмана дан Фодио (ум. в 1817 году н.э.), юриста, реформатора и основателя западноафриканской мусульманской нации сокото (современная Нигерия). Ее слава была связана не только с карьерой ее отца; Нана сама по себе была выдающимся поэтом, историком, педагогом и религиоведом. Она играла важную роль в политическом, культурном и интеллектуальном развитии Западной Африки в течение почти 50 лет после смерти своего отца. Нана, юрист из Малики, посвятила себя образованию мусульманских женщин. Она основала первую крупную систему школ и других учебных заведений по всей стране Сокото.
Нана свободно владела четырьмя языками: арабским, фула, хауса и туарегским. Она была плодовитым автором более 70 работ на такие темы, как теология, юриспруденция и роль женщин в исламе. Ее широкомасштабная кампания по расширению прав и возможностей женщин и их просвещению обеспечила ей положение одной из самых влиятельных женщин в Западной Африке в 19 веке.
Информационно аналитический центр ВиМ

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать