Главная Ислам и Современность Глава ахмадийята отвечает на актуальные и фундаментальные вопросы верующих

Глава ахмадийята отвечает на актуальные и фундаментальные вопросы верующих

через Исмаил
0 комментарий 41

 

«аль-Кадр», божественное повеление, предопределение, судьба, свободная воля

Верующий из Кадиана, Индия, написал Хазрату Мирзе Масруру Ахмаду, главе ахмадийской мусульманской общины о предназначении и роке, задав вопрос:

«Если Всевышний Аллах уже знает, что мы должны делать в будущем и чего мы должны достичь, попадем ли мы в Рай или в ад, и поскольку Аллах всеведущ зная все заранее, означает ли это, что все предопределено, не оставляя людям свободы воли? Если бы нас спросили об этом, как бы мы могли ответить?»
Хазрат в своем письме от 28 июня 2022 года так ответил на этот вопрос:

«На протяжении всей истории такие вопросы постоянно возникали из-за отсутствия понимания вопроса о божественном указе [кадар]. Существует различие между знанием чего-либо и принуждением кого-либо к чему-либо. Из–за своего ограниченного понимания люди смешали эти два понятия, полагая, что, поскольку все находится в ведении Аллаха Возвышенного – от наших будущих поступков до нашей окончательной судьбы, будь то рай или адское пламя, – все происходит по Его воле. Они думают, что люди не имеют права голоса в этом вопросе. Однако это представление ошибочно.

Рассмотрим такую аналогию: учитель инструктирует всех своих учеников, желая, чтобы все они получали хорошие оценки. Тем не менее, основываясь на опыте, он знает, какие прилежные ученики, скорее всего, добьются успеха, если будут продолжать свои усилия, а какие нерадивые обречены на неудачу, если не приложат достаточных усилий. Это предвидение проистекает из опыта и знаний учителя, а не из того, что он заставляет успешных усердно работать или отговаривает неуспевающих прилагать усилия. Результат, хороший или плохой, зависит исключительно от индивидуального выбора учащихся, который впоследствии оценивает учитель.

Точно так же, поскольку знание Аллаха охватывает всю вселенную, и Он знает прошлое и предвидит будущее, Он установил определенные законы, управляющие этой вселенной. Он наделил людей свободой воли: совершать добрые поступки, если они пожелают, или злые, если они выберут. В зависимости от действий человека Аллах проявляет результаты. Хотя Он знает, какой выбор сделает человек, Его знание никого не принуждает к добру или злу».
Основатель ахмадийята Мирза Гулам Ахмад подробно остановился на этой теме в различных трудах и беседах. Однажды он написал:
«Сегодня среди мусульман существует группа, ко утверждающая, что человеческая мольба [ду’а] не имеет никакого значения и что предопределенная судьба [када и кадар] неизбежно реализуется

Увы! Эти люди не знают, что, несмотря на истину, лежащую в основе концепции судьбы, Всемогущий Бог в Своих законах природы определил определенные вещи как средство предотвращения некоторых невзгод. Точно так же, как вода является естественным средством для утоления жажды, а хлеб служит для утоления голода, почему мы должны удивляться идее о том, что молитва, как средство удовлетворения потребностей, также закреплена в Божьих законах природы и что благодаря Божественной силе она наделена силой привлекать божественные благословения? Переживания тысяч духовных провидцев и праведников свидетельствуют о присущей молитве магнетической силе. Мы тоже задокументировали свой личный опыт по этому вопросу в наших трудах, и нет более убедительного доказательства, чем опыт.

Хотя верно, что все предопределено судьбой, точно так же, как предопределено, что конкретный человек заболеет, а затем, приняв определенное лекарство, выздоровеет, точно так же предопределено, что если страдающий человек молится, для него будут созданы средства спасения благодаря принятию об этой молитве. Опыт свидетельствует, что где бы ни проявлялась молитва при соблюдении всех условий, она неизбежно исполняется по милости Всемогущего Бога. Священный Коран упоминает об этом в аяте:
اُدۡعُوۡنِيۡۤ اَسۡتَجِبۡ لَکُمۡ
«Это значит: “Продолжай молиться Мне; я отвечу на твою молитву». (Сура аль-Мумин, гл.40: аят 61) Удивительно, что в то время как все, несмотря на веру в концепцию судьбы, обращаются к врачам во время болезни, почему они не проводят параллель с молитвой, считая ее духовным лекарством?’ (Айям ас-Сулх, Рухани Хазайн, том 14, стр. 232, сноска)
“Проливая свет на вопрос о божественном указе и решимости, Обещанный Мессия утверждает в своих записанных высказываниях, Малфузат:
“‘Арья выдвигают возражение, что в Священном Коране говорится: ( имеется в виду радикальное и воинственное индуистское движение «Арья Самадж», сторонники которого были жесткими противниками Мирзы Гулама Ахмада и ислама-ахмадийя-ВиМ)

خَتَمَ اللّٰہُ عَلٰي قُلُوۡبِہِمۡ
«Другими словами, “Аллах наложил печать на их сердца”. [Сура аль-Бакара, гл.2: аят.8] Они задаются вопросом: “Если Бог запечатал их сердца, то как человек может быть виноват?” Такое мышление проистекает из их узкой точки зрения, поскольку они не учитывают контекст до и после указанного заявления. Священный Коран ясно разъясняет, что эта печать, поставленная Богом, по сути, является следствием человеческих поступков. Когда действие исходит от человека, это божественная практика, согласно которой соответствующее действие исходит от Бога. Например, когда человек закрывает дверь своего дома, это его поступок. Однако в ответ на этот поступок действие Бога будет заключаться в том, что в этот дом будет принесена тьма. Это потому, что он сам заблокировал пути, через которые мог бы проникать свет. Точно так же причины появления этой печати упоминались в другом месте Священного Корана, где написано:
فَلَمَّا زَاغُوۡۤا اَزَاغَ اللّٰہُ قُلُوۡبَہُمۡ
“Это значит, что когда они приняли кривизну, Бог сделал их кривыми. [Сура ас-Сафф, гл.61: аят.6) Это называется ‘печатью’. Однако наш Бог не таков, чтобы Он не мог снять эту печать. Хотя Он разъяснил причины наложения этой печати, он также раскрыл средства, с помощью которых ее можно снять. Например, он утверждает:
فَاِنَّہٗ کَانَ لِلۡاَوَّابِيۡنَ غَفُوۡرًا
«…тогда, несомненно, Он самый прощающий к тем, кто обращается к Нему снова и снова’». [Сура Бани Исраил, гл.17: ст.26]” (Малфузат, том 5, 2016, стр. 269-270)

Хазрат Второй халиф, разъясняя вопрос о предназначении и роке, утверждает:
«Кому-то может прийти в голову, что, когда я упомянул “вечную книгу записей” [как упоминается в суре аль-Каф, 18:50], это означало бы, что концепция предназначения и рока точна в том смысле, в каком ее обычно понимают люди. Однако это неверно. Священный Коран не объясняет концепцию предназначения и рока таким образом, как это воспринимает мусульманское население в целом из-за своей неосведомленности. Вместо этого, согласно Священному Корану, предназначение и фатум просто означают, что для каждого человека установлен закон, предусматривающий, что если он или она будет действовать определенным образом, то последует определенный результат.

Например, если они употребляют чили, у них будет гореть язык; если они едят кислую пищу, это усугубит боль в горле и другие симптомы простуды; а если они употребляют что-то очень твердое или недоваренное, они будут страдать от боли в желудке. Вот что такое предназначение и рок.

Это не судьба, что конкретный человек однажды непременно съест что-то твердое или несвежее, а потом будет страдать от боли в желудке. Это ложь. Бог так не поступает. Коран обильно разъясняет, что подобные представления ошибочны. Следовательно, вечно записанное или предначертанное не имеет никакого отношения к предназначению или року, ибо предназначение и фатум создаются только тогда, когда человек действует в соответствии с тем, что предопределил Бог. Если для кого-то становится обязательным действовать в точности так, как написал Бог, тогда это становится принуждением, и, следовательно, утверждаются понятия предназначения и рока [аспространенные среди людей].

“Однако судьба, установленная Священным Кораном, заключается в том, что Бог следует [свободной воле] человека; что бы человек ни делал, Бог записывает это. Предназначение и фатум [в общепринятом понимании] были бы действительны только в том случае, если бы Бог принуждал людей, и они действовали бы по принуждению Бога. Однако реальность такова, что люди действуют, и Бог, обязав Себя поступать так, записывает действие, которое намеревается совершить человек. Таким образом, можно утверждать, что запись [судьбы] Богом отражает [действительную] судьбу людей, но нельзя сказать, что Бог предопределил действия для людей посредством принуждения”. (Саир-и-Рухани, Анвар-уль-Улум, том 25, стр. 51-52)

Таким образом, из этих высказываний становится очевидным, что смысл предназначения и рока не в том, Боже упаси, что Аллах Всевышний принуждает человека действовать определенным образом, а затем помещает его либо в Рай, либо в ад. Вместо этого это означает, что Аллах Возвышенный установил закон для людей: когда человек действует, Аллах Всемогущий проявит результат, соответствующий этому действию».

Могут ли ахмади пользоваться неахмадийскими тафсирами

Верующий спросил Хазрата Мирзу Масрура Ахмада: «Можем ли мы читать неахмадийские тафасиры, то есть комментарии к Священному Корану, или нам следует воздерживаться даже от прикосновения к ним, чтобы они не ввели нас в заблуждение? В то время как пятитомный комментарий описывает инцидент с Хазратом Ибн Умм Мактумрой в суре ”Абаса”, некоторые комментарии, не относящиеся к Ахмади, разъясняют это событие с большей детализацией, ясностью и более красноречивым языком.»
Хазрат в своем письме от 28 июня 2022 года дал следующий ответ на этот вопрос:
«Суть дела в том, что у вас была возможность прочитать только Пятитомный комментарий (тафсир). Это было подготовлено Ахмадийской мусульманской общиной в соответствии с ее возможностями, используя краткое изложение великолепного комментария Второго халифа,. Он считается Тафсир-и-Кабир ( Большой Тафсир) и с помощью подготовленных к нему примечаний, чтобы предоставить краткий комментарий на английском языке для тех, кто понимает английский язык, чтобы они могли в какой-то степени понять темы Священного Корана. Поскольку он представлен в форме резюме, подробные пояснения включить не удалось.
Кроме того, по милости Всемогущего Аллаха мусульманская община Ахмадия была благословлена возможностью опубликовать на урду комментарии основателя общины Мирзы Гулама Ахмада (взятые из его письменных трудов, бесед, писем и т.д.), Хакайк-уль-Фуркана (взятые из сочинений, проповедей, обращений, и дурусы Хазрата Халифатуль Масиха Ира) и Анвар-уль-Коран (взяты из обращений и проповедей Хазрата Халифатуль Третьего халифа).
Точно так же ей была дарована возможность опубликовать «Тафсир-и-Кабир», то есть комментарий к определенным частям Священного Корана, составленный Хазратом Вторым халифом». Коранические прозрения, подробно изложенные в этих комментариях, уникальны и не имеют аналогов ни в одном другом комментарии в мире. Достоинства этих комментариев были открыто признаны не только членами нашего сообщества, но и другими людьми.
В своем письме вы упомянули инцидент с Хазратом Абдуллой ибн Умм Мактумрой, описанный в суре “Абаса”. Хазрат Пятый халиф также дал комментарий по этому поводу, который отличается от других толкований и возвышает статус Святого пророка Мухаммада. Точно так же Хазрат Муслех-и-Маудра объяснил этот инцидент в своем “Тафсир-и-Кабире” с такой проницательной интерпретацией, что трудно найти параллели в четырнадцати веках толкования. Его разъяснения не только опровергают возражения, выдвинутые против Святого Пророка, но и возвеличивают честь, ранг и статус Пророка. Поэтому, если возможно, вам непременно следует прочитать этот раздел “Тафсир-и-Кабир”.
Что касается чтения комментариев, не относящихся к Ахмади, то в этом нет никакого вреда. Однако, поскольку многие повествования нашли свое отражение в этих комментариях, всегда помните об этом принципе: если какая-либо деталь противоречит Священному Корану, сунне Святого Пророка или рассказу о его жизни; или если какое-либо утверждение в этих комментариях вызывает возражения против атрибутов Всемогущего Бога, правдивость этих комментариев не подлежит сомнению. Священный Коран или чистая личность Святого Пророка, мир ему, не должны приниматься слепо. Это потому, что наша вера утверждает, что ничто в Священном Коране не может противоречить Бытию Аллаха Возвышенного, правдивости самого Священного Корана или благословенной жизни или характеру Святого Пророка».

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать