Главная Ислам и Современность  Заметки Исмаила: Размышления о шариате.

 Заметки Исмаила: Размышления о шариате.

через Времея и Мир
0 комментарий 60

 

Коранический урок по части 5-й (аяты 27-34) суры ан-Ниса запомнился, прежде всего тем, что он очень сильно подтолкнул к размышлению о…шариате.

Шариат- очень важное понятие, что называется, «по жизни». Для мусульманина – это часть его веры, во-многом ключевая для ее  полноты. Для немусульман, в том числе тех, что не очень благосклонно относятся к исламу,  слово «шариат» – это пугающий символвозможного введения законов, порожденных «темным восточным средневековьем», с  «упакованными» в хиджаб и никяб женщинами, жестокими войнами, побиваниема камнями, отрубанием конечностей и т.д. и т.п. Значит, настало время от эмоциональной рефлексии на это понятие перейти к его анализу, чтобы оно не было для кого-то черным, для кого-то белым, но, непременно однотонным. Ведь по законам природы  любой монохромный цвет на самом деле является полихромным, состоящим из множества различных оттенков, которые однако можно различить лишь с помощью инфракрасного излучения. Что ж, включим и мы наше «инфракрасное излучение», может быть, не очень мощное, но хорошо помагающее разобраться в поставленном вопросе.

Начнем с того, что «законов шариата», которые одни стараются соблюдать, а другие, как мы выше написали, боятся…не существует. Есть принципы шариата. Сам этот термин восходит к арабскому слову «аш-шариа» (полный смысл- путь, к достижению чего-либо), что вполне справедливо перевести и русским словом  «метод». Иначе говоря, шариат может быть понят как метод формирования правовых норм, но не сами эти нормы. Исламское право как совокупность законов и других норм именуется фикх. Это слово изначально означало «знание», в более определенном смысле «знание о нормах внешнего и общественного поведения». А поскольку это знание, иначе, как из письменно зафиксированных норм получить невозможно, то вполне справедливо переводить понятие «фикх», как «исламское право», или «исламское законодательство».

Формируются нормы фикха с помощью  принципов шариата на основе «мазхабов», которых сегодня в исламской умме пять – четыре суннитских (ханафи,шафии, малики и ханбали) и один шиитский (джафари). Исламоведы определяют мазхаб как «богословско-правовую школу», но более адекватно суть отражает, положенный в основу этого термина арабский глагол «захаба», означающий «идти» в смысле физического процесса, делать шаг за шагом. Проще говоря, мазхаб- это пошаговая инструкция, алгоритм формирования правовой нормы или правового вердикта. Он приблизительно одинаков во всех мазхабах. Сначала обращаемся к Священному Корану и если его аяты не предлагают полноценного ответа на нашу проблему, тогда к Сунне Благословенного Пророка. Если и там нет удовлетворительного ответа, тогда идем дальше, вниз по иерархии источников и обращаемся к «иджме»(суждениям сподвижников Пророка или авторитетных богословов), киясу (суждению по аналогии) и  далее, до тех пор, пока не будет сформулировано  «работающее» решение или норма.

Еще также существует толкование  понятия «шариат» как всего   наследия Откровения, что зафиксировано в Священном Коране и Сунне Пророка в юридическом ракурсе ( кстати, сура «ан-Ниса» надо отметить,  пожалуй, самая «юридическая» сура Священного Корана,в ней содержится, пожалуй, больше всего положений прямого действия, не требующих дополнительных толкований. Иначе говоря, шариат-это Ислам, понимаемый не только как религия, но как источник и система права, что полностью соответствует его изначальной универсальной природе.И, поскольку говорится о том, что ислам как Божественное Откровение был ниспослан не только арабам Хиджаза, а всему человечеству, так и религия Ислама в правовом аспекте применима для различных народов и государств.

Итак, мы можем сформулировать два небольших, но важных вывода. Первый: понятие исламского права шире, чем понятие шариата. Второе – поскольку изначальным источником исламского права является откровение Аллаха Всевышнего, оно носит, скажем так, гиперуниверсальный характер и его принципы применимы вовсе времена, во всех мирах.

И для подтверждения всего написанного- маленький юридический практикум на основе материала прошедшего урока. « О вы те, которые уверовали! Не поглощайте имуществ ваших между собой неправедным путем, если это только не торговля по взаимному согласию между вами». Здесь мы читаем  ( в том числе и «между строк», конечно) о том, что «поглощение» ( присвоение)  чужого имущества, если только это не получение наследства ( в соответствии с принципами, кстати, четко и ясно зафиксированными все в той же суре ан-Ниса) или дарение является «неправедным», проще говоря преступлением, именуемым воровством. Разрешена торговля, но она обязательно должна основываться на обоюдном согласии, фиксирующим интересы обеих сторон сделки, что именуется емким и распространенным во всей мировой практике термином «контракт».

То есть перед нами, даже не в целом аяте, а лишь в одной его фразе зафиксирована… целая отрасль именуемая «торговое право», а также его связь с брачно-семейным и уголовным правом, о чем написаны сотни трудов учеными правоведами. Только одна фраза! Разве это не чудо, и может ли оно исходить от кого-нибудь еще, кроме как от Всевышнего.

Но Аллах Всевышний знает лучше!

Исмаил аль-Ляхистани  шакирд.

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать