Главная Ислам и Современность СЭР ЗАФРУЛЛА ХАН О ПОНЯТИИ  СПРАВЕДЛИВОСТИ В ИСЛАМЕ

СЭР ЗАФРУЛЛА ХАН О ПОНЯТИИ  СПРАВЕДЛИВОСТИ В ИСЛАМЕ

через Времея и Мир
0 комментарий 30

 

Автор- сэр Мухаммед Зафрулла Хан, пакистанский юрист и дипломат, судья Международного суда

Широкое ОБЩЕЕ  определение справедливости, конечно, заключается в том, чтобы воздавать каждому по заслугам. Ислам, однако, идет дальше в этом определении. В нем говорится, что для поддержания надлежащего уровня справедливости необходимо, чтобы воздаяние за добро ни в коем случае не было меньше того, что человек заработал, и что, с другой стороны, наказание за проступок не должно превышать совершенного проступка или проступка. Нарушение любого из этих принципов было бы равносильно несправедливости. Иногда высказывается предположение, что первая часть этой концепции, а именно, что награда или вознаграждение не должны быть ниже того, что было заработано, справедлива настолько, насколько это возможно, но строгая концепция справедливости требует, чтобы награда или вознаграждение  ине превышали того, что могло быть заработано.

Ислам не приемлет этого ограничения. Она исходит из принципа, что добро умножает само себя и обладает свойством побеждать зло или изгонять его, и что, следовательно, благодеяние, приводимое в движение добром, не имеет предела. Следовательно, нет никаких оснований ограничивать вознаграждение или воздаяние за добро. Воистину, добрые дела отгоняют злые дела. Это напоминание для тех, кто хотел бы помнить. (Священный Коран 11: 115)

В Коране в разных местах повторяется этот принцип. @И воздаяние за обиду – наказание, подобное этому; но кто прощает, и его поступок приводит к исправлению, его награда у Бога. Воистину, Он не был беззаконником. (Коран 42: 41 ) В этом стихе излагается принцип, согласно которому наказание за проступок или вред должно быть пропорционально ему, но в тех случаях, когда прощение приведет к исправлению, вред должен быть прощен или наказание может быть уменьшено. Нарушение любого из этих принципов было бы равносильно неправильному поведению.

Наказание, более суровое, чем то, которое требуется за причиненный вред или вред, или прощение или снисхождение в случае, когда обстоятельства не указывают на то, что прощение может привести к улучшению или исправлению, было бы неправильным.@ Конечно, Бог никого не обижает даже весом атома. И если есть доброе дело, Он умножает его и дает от Себя великую награду. ( Коран 4: 41) Тот же принцип повторяется в различных контекстах. Например: @Для тех, кто совершает добрые дела, будет лучшая награда и еще больше благословений. И ни тьма, ни позор не покроют их лиц. ( Коран 10 : 27) «И что касается тех, кто это делает. злые дела, наказание за зло будет подобным им, и позор покроет их. (Коран 10: 28).

Можно указать, что защита от тьмы и позора в одном случае и подвергание позору в другом, в строгом смысле, не является частью награды или наказания, а является следствием, которое вытекает из характера деяния в каждом случае. Это качество добра и зла соответственно. «Тот, кто совершает доброе дело, получит в десять раз больше; но тот, кто совершает злое дело, получит только такую же награду; и они не будут обижены. (. Коран 6:161) @Тот, кто творит зло, будет вознагражден только подобным ему; но кто творит добро, будь то мужчина или женщина, и является верующим, – они войдут в Рай; им будет там обеспечено без меры. (Коран 40: 41 )

Можно объяснить, что, поскольку целью ислама является обеспечение полной интеграции и планомерного развития всех способностей и во всех сферах, санкции в отношении всех действий и поведения являются не только материальными, но также моральными и духовными. На самом деле интересно отметить в связи со спором о том, что является областью религии, а что областью права и политики, или, другими словами, спор в отношении светского государства и религиозного государства, что ислам вообще не проводит такого различия. Ислам – это образ жизни и свод законов, регулирующих все аспекты человеческой жизни.

С этой точки зрения это, если можно так выразиться,  ислам – самая светская из всех религий. Общеизвестно, что в исламе нет священства или церковной иерархии. Следовательно, не существует ни таинств, ни каких-либо церемоний, которые могли бы совершаться только рукоположенным священством или через него. До ислама концепция справедливости в Аравии была чисто патриархальной внутри семьи и племени, а между разными племенами существовало грубые  отношения  посредством череды межплеменных распрей и вендетт. Отправление правосудия на основе закона, соотношение прав, обязанностей и наказаний с помощью механизма судов и судей было чем-то незнакомым арабам

Ислам не только ввел эту концепцию, но и сделал урегулирование споров посредством судебного решения обязательным для мусульман. «Но нет, клянусь твоим Господом, они не будут верующими до тех пор, пока не заставят тебя судить обо всем, что находится в споре между ними, и тогда не найдут в своих сердцах никаких возражений относительно того, что ты решаешь и подчиняешься с полной покорностью». (Коран 4;. 66) Этот fzn устанавливает, во-первых, обязательство, что споры должны разрешаться в судебном порядке.; затем моральный долг заключается в том, что, как только судебный процесс завершится окончательным решением, решение должно быть принято •, не оставляя следов негодования или возражений в умах сторон, каким бы образом ни было принято решение, и, наконец, что оно должно быть представлено и выполнено в полном объеме. Те, кто не знаком со стилем и идиомой Корана, могут быть склонны ограничить действие этого стиха суждениями, высказанными самим Святым Пророком. Это было бы неправильно. Очень часто, когда к Пророку обращаются напрямую, заповедь, предписание или обязательство возлагаются на всех верующих или имеют общее применение. Здесь также нет места для придания особой святости суждениям, произнесенным Святым Пророком. Он сам совершенно ясно высказался по этому поводу. Он объяснил, что при разрешении спора он пытается установить истину в данном вопросе на основе изложения cути я дела сторонами. Он может пойти не так и присудить что-то стороне, на что эта сторона не имеет права. Если это произойдет, сторона, которая в соответствии с решением суда забирает или возвращает то, на что она не имеет права, виновна в неправомерном присвоении того, что ей не принадлежит. Таким образом, этот аят  подчеркивает обязательность разрешения споров в судебном порядке и полное подчинение окончательному решению, не просто выполняя его, но и примиряясь с решением в своем уме, чтобы не осталось обиды или чувства лишения. Судьям было приказано выполнять свои обязанности беспристрастно. «Воистину, Бог повелевает вам передать доверенные лица тем, кто имеет на них право, и что, когда вы судите между людьми, вы судите по справедливости. И, воистину, прекрасно то, чем Аллах увещевает вас! Бог – Всеслышащий, Всевидящий». ( Коран 4:59)

Обязательство вершить правосудие является абсолютным и не подлежит никаким ограничениям или изменениям в отношении сторон спора, или в отношении того, являются ли они мусульманами или немусульманами, или они находятся в конфликте с мусульманами или в союзе с ними. «О вы, которые уверовали! Будьте непоколебимы в деле Божьем, свидетельствуя о справедливости; и пусть вражда людей не побуждает вас действовать иначе, чем по справедливости. Будьте всегда справедливы, это ближе к праведности. И бойтесь Бога. Воистину, Аллах ведает о том, что вы совершаете». (Коран 5: 9)

Как уже отмечалось, ислам – это образ жизни, а также свод законов и правил. В качестве иллюстрации того, как и с какой тщательностью Коран стремится установить стандарты поведения и сохранить и защитить свидетельство, можно обратить внимание на следующее:

@О вы, которые уверовали! когда вы одалживаете одно у другого на определенный срок, то записываете это. И пусть писец добросовестно напишет это в вашем присутствии; и ни один писец не должен отказываться писать, потому что Бог научил его, так что пусть он пишет, и пусть тот, кто несет ответственность, диктует; и он должен бояться Бога, своего Господа, и ничего не умалять от этого. Но если лицо, несущее ответственность, обладает недостаточным пониманием, слабостью или неспособностью самостоятельно диктовать, тогда пусть кто-то, кто может следить за своими интересами, диктует по справедливости. И позовите двух свидетелей из числа ваших мужчин; и если двое мужчин не будут доступны, тогда мужчина и две женщины, из тех, кого вы хотите в качестве свидетелей, так что, если одна из двух женщин ошибется в памяти, тогда одна может напомнить другой. И свидетели не должны отказываться, когда их вызывают.

И не уставайте записывать его, будь то маленький или большой, вместе с назначенным временем оплаты. Это более справедливо в глазах Бога и делает свидетельство более надежным и, скорее всего, убережет вас от сомнений; поэтому не забывайте писать, за исключением случаев, когда это готовый товар, который вы даете или берете из рук в руки, и в этом случае для вас не будет греха, если вы его не напишете. И имейте свидетелей, когда будете продавать одно другому; и пусть писцу или свидетелю не причинят вреда. И если вы сделаете это, то, конечно, это будет непослушание с вашей стороны. И бойтесь Бога. И Бог дарует вам знание, и Бог все хорошо знает. И если вы будете в пути, и вы не найдете писца, тогда пусть будет залог с владением. И если один из вас доверяет что-то другому, то пусть тот, кому доверено, откажется от своего доверия и пусть боится Бога, своего Господа. И не скрывай свидетельства; а кто скрывает его, сердце его, несомненно, грешно. И Бог хорошо осведомлен о том, что вы делаете”. (Коран: 2. 283-284)

« И • не приближайтесь к собственности сироты, кроме как наилучшим образом, пока он не достигнет своей зрелости. И дайте полную меру и вес со справедливостью. Мы не поручаем никакой душе спасать в соответствии с ее способностями. И когда вы говорите, соблюдайте справедливость, даже если заинтересованное лицо является родственником, и выполняйте завет Божий. Это то, что он повелевает вам, чтобы вы могли помнить.» ( Коран 6: 15 3) Будет видно, что эти два кратких отрывка содержат целый ряд существенных процессуальных и доказательственных постановлений и правил. Все контракты, за исключением исключительных случаев, должны быть заключены в письменной форме. Письменное изложение должно быть составлено под диктовку стороны, принимающей на себя или берущей на себя обязательство, а в тех случаях, когда такая сторона не является полностью компетентной, под диктовку своего опекуна. Писец и свидетели обязаны писать справедливо, выходить вперед, чтобы свидетельствовать, когда это требуется, и свидетельствовать правдиво. Существуют и другие предписания, касающиеся управления имуществом сироты и придания ему полного веса и меры. Особое внимание уделяется тому, чтобы говорить правдиво и справедливо в тех случаях, когда речь идет о родственнике. Выполнение этих обязательств описывается как выполнение завета Божьего. Сохраняется акцент на моральных и духовных санкциях. Достоинство судебной должности всегда полностью охранялось в исламе. Полная независимость судебной власти была установлена в самом начале. Зафиксированы случаи, когда судья придерживался самых строгих стандартов правосудия и доказательств, необходимых для установления факта, даже в тех случаях, когда одной из заинтересованных сторон был сам глава государства, хотя, конечно, в своем личном качестве. Стоит помнить, что все это было заложено, скрупулезно соблюдалось и выполнялось более тысячи трехсот лет назад. К большому сожалению, некоторые из высоких стандартов, установленных в исламе, не соблюдались единообразно в более поздние периоды, но рвение, с которым мусульмане стремятся восстановить исламские ценности, является обнадеживающим предзнаменованием в отношении будущего.

Выступление Зафруллы хана в университете Мак-Гилл (Канада) 1954 год. Публикация AllIslam.org

Перевод ВиМ

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать