Главная Ислам и Современность Cаудовская Аравия: Дебаты об исламской реформе становятся все более масштабными по мере приближения Рамадана

Cаудовская Аравия: Дебаты об исламской реформе становятся все более масштабными по мере приближения Рамадана

через Исмаил
0 комментарий 25

 

Реформа исламской юриспруденции была главной темой обсуждения, когда два видных саудовских священнослужителя недавно публично поспорили о том, карается ли вероотступничество смертной казнью по исламским законам.

Время проведения дебатов на контролируемом саудовским государством вычурном развлекательном канале Rotana Khalijiya наводило на такие мысли.

Дебаты вышли в эфир за несколько дней до того, как Министерство королевства по делам ислама строго ограничило празднование Рамадана. Священный месяц поста в исламе начинается 22 марта.

Что придает дискуссиям, подобным дискуссии об отступничестве, большее значение, так это то, что они подпитывают конкуренцию между Саудовской Аравией и различными другими игроками за религиозную мягкую силу в мусульманском мире.

Соперничество сталкивает индонезийских реформистов с поддерживающими государство саудовцами и ОАЭ, пропагандирующими социально либеральную, но автократическую интерпретацию ислама.

Исламские ученые, поддерживаемые Саудовской Аравией и Эмиратами, отвергают реформу юриспруденции и оставляют право юридического толкования за правителем и его духовными заместителями.

В прошлом году наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед бен Салман зашел так далеко, что выдвинул себя в качестве главного толкователя исламского права.

Г-н Бен Салман заявил в интервью The Atlantic, что «по исламскому праву главой исламского истеблишмента является вали аль-Амр, правитель».

Мистер Бен Салман имел в виду это буквально. Наследный принц, в отличие от многих мусульманских правителей, редко, если вообще интересуется мнением мусульманских ученых, чтобы узаконить свою политику.

“Бен Салман ставит религию на службу своей политике, протестуя против использования религии его оппонентами”, – сказал ученый и автор книги о Всемирной мусульманской лиге Луи Блин. Лига является главным средством распространения господином Бен Салманом его автократической версии умеренной формы ислама.

Безусловно, г-н Бен Салман и президент Объединенных Арабских Эмиратов Мохаммед бен Зайд провели далеко идущие социальные реформы, которые расширили социальные права женщин и профессиональные возможности. Кроме того, эти двое мужчин ослабили ограничения на гендерное взаимодействие и приняли развлечения в западном стиле.

Однако они закрепили эти изменения в гражданском праве и проигнорировали необходимость синхронизации религиозной юриспруденции.

Что движет реформистским рвением господ Бин Салмана и Бин Зайда – это не перемены, потому что это правильный поступок.

Главной заботой этих двух людей является обеспечение выживания их автократических режимов. Для этого им необходимо удовлетворить чаяния молодежи, диверсифицировать свою экономику, зависящую от экспорта нефти, ослабить социальные ограничения, чтобы конкурировать за иностранные таланты, и создать образ терпимости.

Их реформы служат этой цели, но не идут дальше.

Приложение А – это первый в истории закон Саудовской Аравии о личном статусе.

Недавний анализ закона, проведенный Amnesty International, свидетельствует о том, что он по-прежнему уходит корнями в ортодоксальную исламскую юриспруденцию.

Закон кодифицирует проблематичную практику, присущую системе опеки над мужчинами королевства.

Он закрепляет систему дискриминации по признаку пола в большинстве аспектов семейной жизни, включая брак, развод, опеку над детьми и наследование, хотя также устанавливает минимальный возраст для вступления в брак.

Согласно закону, женщины обязаны получить согласие своего законного опекуна-мужчины на вступление в брак.

Закон также обязывает жену “повиноваться” своему мужу. Это обусловливает ее право на финансовую поддержку, такую как питание и проживание, тем, что она “подчиняется” своему мужу.

Более того, мужчины могут инициировать развод без каких-либо условий, в то время как женщины сталкиваются с юридическими, финансовыми и практическими препятствиями. При разводе мать не имеет равных прав со своими детьми; отцу в принципе предоставляется опекунство.

Наконец, закон институционализирует дискриминацию между мужчинами и женщинами при наследовании, предоставляя мужчинам гораздо большую долю активов, чем их коллегам-женщинам.

Аналогичным образом, недавно объявленные ограничения на публичное празднование Рамадана были направлены на то, чтобы сместить центр саудовской идентичности с религии на национализм. Они также намеревались усилить правительственный надзор и контроль.

Вводя ограничения, г-н бен Салман, очевидно, хотел, чтобы его считали идущим по стопам Мустафы Кемаля Ататюрка, провидца 20-го века, который создал светскую Турцию на руинах Османской империи и отменил халифат.

Новые правила сокращают время, отведенное на вечернюю молитву, запрещают верующим приводить своих детей в мечеть, запрещают съемку и трансляцию молитв, ограничивают пожертвования на организацию соблюдения поста верующими и обязывают чиновников мечети контролировать соблюдение поста во дворах, а не внутри мечети.

Эти меры напоминают ограничения, которые правительство пыталось ввести в прошлом году. Однако шумиха в Интернете вынудила правительство отменить запрет на непрерывную трансляцию видеозаписей Рамадана в прямом эфире из двух мечетей, которые просматривают мусульмане по всему миру.

В поисках положительной стороны в ограничениях индийский мусульманский мыслитель и генеральный секретарь Исламского форума по продвижению умеренной мысли А. Файзур Рахман сказал в телефонном интервью, что г-н Бен Салман, вероятно, рассматривает заявленные меры как способ противостоять ритуализации ислама.

Это также заложено в плане наследного принца по строительству футуристического центра Эр-Рияда с Мукаабом, квадратным кубом виртуальной реальности высотой 400 метров, в центре.

Критики осудили этот план, потому что предполагаемый куб напоминает Каабу, черное каменное сооружение кубовидной формы в центре большой мечети Мекки.

Г-н Рахман назвал ограничения в Рамадан “плохой имитацией Ататюрка”. Это выражение силы. Это говорит о том, что я правитель”.

Некоторые аналитики полагают, что г-н Бен Салман, как и г-н Ататюрк в прошлом, хочет убрать религию с общественной площади и перенести ее в частную сферу.

В отличие от закатных лет империи и раннего республиканского периода Турции, г-н Бен Салман предпочел достичь своей цели указом без какого-либо подобия публичных дебатов.

Безусловно, реформы г-на Ататюрка, включая введение воинствующего секуляризма во французском стиле, были непопулярны и проводились однопартийным государством.

Тем не менее, они последовали за ожесточенной битвой идей в конкурирующих публикациях за последние 15 лет существования империи о роли и природе ислама, которые были свежи в умах людей.

Священнослужители, националисты и интеллектуалы высказывали мнения, варьирующиеся от пропаганды европейского позитивизма и материализма, светского национализма, призывов к религиозной реформе и даже упреков исламу и Корану до яростной оппозиции любому реформированию религиозного дискурса и неприятия понятия нации в противовес панисламскому государству.

Ссылаясь на суру 16, аят 125 Корана, г-н Рахман, индийский мусульманский интеллектуал, утверждал, что подход г-на Бен Салмана, который не терпит инакомыслия и в рамках которого часто проводятся дебаты, был “не способом реформирования общества. Реформа должна быть добровольной с помощью искусства убеждения. Навязывать свою волю – это ни по исламу, ни хорошо”.

В то время как г-н бен Салман предпочитает диктат сверху вниз, который фокусируется на форме, а не на содержании, его главный идеологический соперник фокусируется на подходе “снизу вверх”, который включает реформу юриспруденции в стремлении к умеренному исламу, который плюралистичен, инклюзивен и однозначно поддерживает Всеобщую декларацию прав человека.

В прошлом месяце индонезийское движение “Нахдлатул улама”, крупнейшее в мире и наиболее умеренное движение гражданского общества, в документе, составленном в традициях исламской юриспруденции, призвало отменить халифат и заменить его понятием национального государства.

Документ был опубликован после консультаций во второй половине 2022 года примерно в 230 религиозных семинариях по всему Индонезийскому архипелагу, в ходе которых обсуждалось предложение о реформе юриспруденции.

В 2019 году 20 000 религиозных ученых Нахдлатул улемов издали фетву или религиозное мнение, которое устранило понятие кафира или неверного в исламской юриспруденции и заменило его понятием гражданина.

В то время как вероотступничество, как и богохульство, входит в список запрещенных юридических реформ Нахдлатул Уламы, для саудовских священнослужителей было необычным конфликтовать по телевидению из-за толкования исламского права.

В ходе дебатов саудовский исламовед Абд Ар-Рахман Абд Аль-Карим, сторонник классического исламского правового положения о смертной казни за вероотступничество, выступил против Ахмада аль-Гамди, бывшего главы мекканского отделения Управления по поощрению добродетели и предотвращению порока.

В 2016 году г-н Бен Салман подрезал крылья Администрации, некогда внушавшей страх религиозной полиции, запретив ей “преследовать, допрашивать, требовать установления личности, арестовывать и содержать под стражей любого, подозреваемого в преступлении”.

После ухода из администрации г-н Аль-Гамди зарекомендовал себя как религиозный либерал, защищающий те самые вещи, с которыми когда-то расправлялось его полицейское подразделение. К ним относятся смешение полов, прослушивание музыки и принудительное закрытие магазинов и предприятий во время молитвы.

В дебатах с г-ном Аль-Каримом г-н Аль-Гамди, по-видимому, принял подход г-на Рахмана и Нахдлатул Уламы о реформе снизу вверх, основанной на убеждении.

Выступая против г-на Аль-Карима, г-н Аль-Гамди заявил: “Люди, которые не придерживаются исламской веры, вольны это делать. Их нельзя принуждать. То же самое верно для людей, которые приняли ислам, а затем стали вероотступниками. В Коране есть недвусмысленные аяты, касающиеся их свободы делать это. Аллах сказал (в Коране): ”В религии нет принуждения”.”

 

Автор- Джеймс М. Дорси – отмеченный наградами журналист и ученый, старший научный сотрудник Института Ближнего Востока Национального университета Сингапура и адъюнкт-старший научный сотрудник Школы международных исследований им. С. Раджаратнама Наньянского технологического университета, а также автор синдицированной колонки и блога.

Eurasia Review

 

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать