Главная Мир сегодня Из России с любовью: Как Москва обхаживает глобальный Юг 

Из России с любовью: Как Москва обхаживает глобальный Юг 

через Исмаил
0 комментарий 7

Прошло несколько месяцев после начала войны России с Украиной, когда обращение к глобальному югу стало темой обсуждения на Западе. Потрясенная вторжением, Европа быстро ввела новые санкции против России, перевезла автобусами миллионы украинских беженцев в безопасное место и постаралась отправить оружие Киеву. Однако к лету 2022 года, когда Россия отступила с окраин Киева и Запад начал обдумывать свою долгосрочную стратегию в отношении войны, которая к тому времени должна была продолжиться, победа над остальным миром стала одной из идей.

Идея имеет как символическое, так и практическое измерение. Если бы незападный мир осудил Россию так же искренне, как это делает Запад, Москва оказалась бы в изоляции и, возможно, осознала бы, что зашла в тупик. Более того, если незападный мир присоединится к Западу в введении санкций против России, это вскоре повлияет на способность России вести войну.

Тем временем Россия делает то же самое, пытаясь заручиться поддержкой незападного мира и сплотить его против Запада. Это ясно видно из большинства выступлений президента Владимира Путина в эти дни, в которых он критикует Запад и призывает “мировое большинство” восстать против него. “Очевидно, что модель глобализации, которая была в значительной степени сформирована западными государствами – конечно, в их собственных интересах – находится в состоянии глубокого кризиса”, – заявил Путин на недавней конференции по внешней политике в Москве. “Формируется новая, более справедливая и демократическая система международных отношений, отвечающая потребностям большинства населения мира”.

Но наступление России на очарование, скорее всего, приведет ее к тому же выводу, к которому постепенно приходит Запад: это не битва нарративов. Попытка Запада объяснить остальному миру, почему он должен встать на сторону Украины, была встречена решительным неприятием на глобальном юге, где страны не хотят, чтобы их принуждали к бинарным решениям в стиле холодной войны, которые ограничили бы их выбор партнеров и, следовательно, их пути к росту.

Каждая из этих стран имеет свою собственную повестку дня и отношения. Они будут выбирать своих партнеров в соответствии с тем, кто может лучше взаимодействовать с ними практичным и приземленным образом. В своей новейшей истории Россия добилась успеха во взаимодействии со многими странами глобального юга посредством торговой политики, помощи в области безопасности и дипломатической деятельности. Но в то время как в посланиях Москвы подчеркивается ее цель создания “справедливого многополярного мира”, после падения западной гегемонии война с Украиной ограничила ее способность действовать в духе этого многополярного мира – сосредоточиться на истинных потребностях других стран и регионов, а не просто относиться к ним как к антизападные выступления.

Траектория отношений России с глобальным югом может дать Западу некоторую надежду на его усилия по налаживанию контактов с остальным миром, если он сможет адаптировать свой нормативный подход в пользу чего-то гораздо более прагматичного. Это будет нелегко. Но адаптация – это то, с чем свободное и демократическое слово исторически справлялось лучше, чем авторитарные деятели.

Исследование мира Россией

Отношения России с незападным миром поддаются довольно четкой периодизации на три эпохи: 1992-2012, 2012-2022 и с февраля 2022 года.

В течение первых 20 лет независимой постсоветской России большинство, если не все, международных отношений Москвы были подчинены ее отношениям с Соединенными Штатами и Европой. То, как глобальная власть сочеталась с западными ценностями в начале 1990-х годов, не оставляло России особого выбора. В течение этого времени Москва часто использовала свои рычаги влияния в третьих странах, чтобы угодить Западу. Например, в 2001 году Путин, как известно, позволил США создать военные базы в Кыргызстане и Узбекистане во время их ‘войны с терроризмом’. Россия также участвовала в ряде миротворческих миссий под руководством Запада и предоставляла консультации американским военным в Афганистане.

Это не означает, что Москва всегда была полезна Западу – все чаще это было не так. Но даже когда ее позиция непреклонно расходилась с позицией США и Европы, руководящие мотивы России коренились во всеобъемлющем диалоге с ними. Например, Москва решительно выступила против подхода Запада к Косово, основанного на правах человека и принципе ответственности за защиту, и отказалась признать независимость Косово, оставаясь верной своему государственно-ориентированному подходу к международному праву. Позже Путин назвал поддержку Европой независимости Косово “продиктованной мимолетными политическими соображениями и их желанием угодить – я скажу прямо – своему старшему брату в Вашингтоне”.

То же самое верно и для концептуального уровня. Когда бывший министр иностранных дел Евгений Примаков в середине 1990-х годов разрабатывал свою концепцию многополярного мира, для него речь шла о противодействии гегемонии США и “сдерживании Соединенных Штатов с помощью других крупных держав” – в противоположность плодотворному сотрудничеству с незападными странами как самоцели. Аналогичным образом, ставшую печально известной мюнхенскую речь Путина в 2007 году, в которой он выступил с критикой “однополярного порядка”, в котором доминируют США, перед западной аудиторией, собравшейся в Германии, следует понимать – несмотря на ее оскорбительный тон – прежде всего как попытку заставить Запад изменить курс.

Это изменилось, когда Путин вернулся в Кремль в 2012 году. Он перестал выступать с полемическими речами перед западной аудиторией и переосмыслил Россию как незападную страну – по крайней мере, политически, хотя и не совсем культурно. К этому моменту Кремль решил, что Россия не добьется удовлетворительного положения в западноцентричной международной системе – один российский эксперт даже предположил, что все президентство Дмитрия Медведева (с 2008 по 2012 год) было своего рода оценкой того, чего Россия могла бы достичь за счет расширения сотрудничества с Западом. Запад, с обескураживающим вердиктом. Таким образом, отношения России с остальным миром стали самоцелью, а не капиталом, который можно использовать в диалоге Москвы с Западом. Как объяснил Путин в конце 2014 года, “Наша цель – иметь как можно больше равноправных партнеров, как на Западе, так и на Востоке. Мы расширим наше присутствие в тех регионах, где интеграция находится на подъеме, где политика не смешивается с экономикой и где устранены препятствия для торговли, обмена технологиями и инвестициями, а также для свободного передвижения людей”.

Участие России в Сирии является хорошим примером такой эволюции. В сентябре 2015 года вмешательство России, возможно, началось как часть переговоров Москвы с Западом. Путин объяснил в своей речи в ООН накануне вмешательства России, что “мы считаем огромной ошибкой отказываться от сотрудничества с сирийским правительством и его вооруженными силами, которые доблестно борются с терроризмом лицом к лицу”. Но вскоре это переросло во что-то другое. Подавление восстания прошло не так быстро, как, возможно, надеялась Москва, что, возможно, было благом для России, поскольку это означало, что она тесно взаимодействовала с многочисленными региональными субъектами, что привело к ее возвращению на Ближний Восток в качестве влиятельного лица, с которым нужно считаться. Достаточно скоро это была единственная внешняя сила, которая вела переговоры со всеми региональными игроками: Израилем, а также Ираном, турками и курдами. Это был немалый подвиг, и, как выяснила Москва, он сопровождался финансовыми бонусами – Саудовская Аравия, например, начала рассматривать Россию как значимого игрока и стала гораздо более открытой к мнению Москвы при установлении нефтяных квот и цен. “Эта операция принесла истинные дивиденды”, – заявил тогда один российский комментатор.

Осмелев в Сирии, Россия начала свои набеги в Африку. Они следовали схеме, в чем–то схожей с ситуацией в Сирии – Москва начала с того, что предложила поддержку режима осажденным лидерам, например, в Центральноафриканской Республике в 2017 году и Мали в начале 2020-х годов, вероятно, рассчитывая извлечь выгоду из отношений позже теми способами, которые представились сами собой.

Однако, в отличие от Сирии, операции России в Центральноафриканской Республике и Мали опирались на частные военные компании (ЧВК), часто печально известную ныне “группу Вагнера”, а не на прямое участие государства, и, скорее всего, осуществлялись спецслужбами, а не российскими министерствами иностранных дел или обороны. Это давало Москве значительную гибкость: возможность отрицать свою причастность, если что-то пойдет не так, и в то же время пожинать плоды того, что прошло хорошо.
К началу 2022 года казалось, что десятилетие, проведенное Россией в качестве “незападной державы”, сослужило ей хорошую службу. Она наконец-то встала на ноги в мире, в котором она больше не была сверхдержавой. В некотором смысле, в начале 2022 года у Москвы было все: поскольку ни США, ни Китай не хотели, чтобы она становилась на сторону друг друга, она вела переговоры с обоими. Она наращивала рычаги влияния во многих уголках мира, которые можно было использовать по мере необходимости. Она научилась эффективно использовать военную силу для достижения политических целей. Наконец, даже США при президенте Джо Байдене, казалось, были готовы говорить с Россией по-новому, в том числе о безопасности, отойдя от политики США после окончания холодной войны, направленной на то, чтобы подтолкнуть Россию принять ее систему безопасности, основанную на ценностях. Даже нейтральный статус Украины вне НАТО внезапно показался вполне достижимым: к февралю 2022 года среди западных лидеров сложилось общее, хотя и негласное понимание того, что членство Украины в НАТО на данный момент снято с повестки дня; вопрос был только в том, кто должен это сформулировать и как.

На этом фоне логично спросить, почему Путин почувствовал необходимость начать тотальную войну против Украины – ведь эта война все разрушила. Россия потеряла способность балансировать между Китаем и западным миром. После разрыва отношений с Западом Россия внезапно стала гораздо более зависимой от Китая в области дипломатии, инвестиций, торговли и технологий. Теперь, когда основная часть ее армии занята на Украине, Россия утратила свою прежнюю способность демонстрировать свои военные мускулы в других местах. А после мятежа покойного лидера “Вагнера” Евгения Пригожина против российской армии подручному инструменту Москвы в Африке серьезно помешали.

С февраля 2022 года отношения Москвы с остальным миром были строго направлены на удовлетворение ее военных потребностей. Вторжение в Украину превратило Россию в страну с одной проблемой, у которой мало ресурсов для решения других задач. В этом контексте Москва должна оценить, может ли ее внешняя политика напрямую помочь или помешать ее военным усилиям, и действовать соответствующим образом, даже если это пренебрегает другими ее интересами или меняет некоторые долгосрочные стратегии на противоположные.

Например, когда Азербайджан силой захватил Нагорный Карабах в сентябре, Россия не вмешалась, несмотря на свои усилия в течение последних лет сохранить статус-кво и свою гордость за верность союзникам – в отличие, как утверждает Москва, от Запада. Отношения Москвы с Баку и покровителями президента Азербайджана Ильхама Алиева в Турции сейчас важнее – они помогают Кремлю обойти западные санкции, – чем отношения с ее союзником по Организации Договора о коллективной безопасности Арменией.

Москва сейчас ищет военную помощь, торговлю – полагаясь на уклонение от санкций – и политическую поддержку от любого, кто готов ее предложить. Например, в Африке в 2023 году наблюдался всплеск российской дипломатической активности – от российско-африканской парламентской конференции в Москве в марте до турне министра иностранных дел Сергея Лаврова по Кении, Бурунди, Мозамбику и Южной Африке летом и саммита Россия-Африка в Санкт-Петербурге в июле. Сам Путин не смог присутствовать на саммите БРИКС в Южной Африке, вместо него присутствовал Лавров – вероятно, из-за ордера на арест, выданного Международным уголовным судом (МУС). Но во время его недавней поездки в Саудовскую Аравию и Объединенные Арабские Эмираты (которые не являются членами ICC) его сопровождала большая делегация государственных чиновников и компаний в поисках сделок по энергетическому и торговому сотрудничеству.

В этих отношениях Россия часто оказывается низведенной из стороны, заключающей сделки, в сторону принимающей их, вынужденной принимать условия, которые выдвигают ее партнеры из-за отсутствия вариантов и рычагов воздействия. Например, Россия получила бы огромную выгоду от планируемого газопровода “Сила Сибири–2”, который, в случае его строительства, позволил бы ей экспортировать свой западносибирский газ, предназначенный для европейских рынков, в Китай. Но Пекин, не испытывающий острой нехватки газа, не спешит одобрять сделку, а это означает, что, когда она в конечном итоге будет принята, в ней, скорее всего, будут более высокие цены и условия, которые сильно выгодны Китаю, способами, которые были бы немыслимы до войны.

Москва и Тегеран

Отношения Москвы с Тегераном иллюстрируют колебания в поведении России на протяжении этих трех эпох.
Отношения между двумя странами всегда определялись целым рядом факторов, включая экономические интересы, региональные проблемы Кавказа и Ближнего Востока, а также ядерное досье. Но до 2012 года наиболее определяющим фактором, определявшим отношение Москвы к Ирану, были отношения России с Западом, особенно с США. До 2012 года отношения Москвы с Тегераном, как правило, развивались в направлении, противоположном российско-американским отношениям, причем Россия использовала свои связи с Ираном для формирования своих отношений с Вашингтоном.

Например, в соглашении 1995 года между вице–президентом США Элом Гором и премьер-министром России Виктором Черномырдиным Россия согласилась прекратить военный экспорт в Иран к 1999 году и воздержаться от подписания каких-либо новых сделок – обещание, которое вызвало значительную горечь в Тегеране. Ухудшение российско-американских отношений в последние годы президентства Джорджа Буша-младшего привело затем к новому подъему российско-иранского сотрудничества, которое вновь было внезапно приостановлено в 2010 году, когда Медведев, увлеченный политикой перезагрузки президента Барака Обамы, поддержал резолюцию 1929 Совета Безопасности ООН, которая проложила путь к жесткие международные санкции в отношении Ирана. Кроме того, Россия в одностороннем порядке приостановила экспорт ракет класса “земля-воздух” С-300 в Иран. В более поздних интервью и статьях российские эксперты по Ирану с готовностью признали, что причина этих колебаний заключалась в том, что Кремль использовал свои связи с Тегераном, чтобы получить рычаги влияния в Вашингтоне.

Возвращение Путина на пост президента в 2012 году положило этому конец. Когда он начал улучшать отношения России с незападным миром, он также поддержал Иран, назвав его “старым традиционным партнером” – формулировка, которую раньше редко можно было услышать. В 2015 году Путин отменил решение Медведева об отмене поставок ракет С-300 Ирану; и когда в 2016 году начались поставки оружия, Иран фактически получил модернизированную модель С-300 PMU-2, поскольку более старая обещанная версия больше не производилась.
Вмешательство России в Сирию с 2015 года еще больше активизировало военное сотрудничество двух стран. В 2016 году Иран, предприняв беспрецедентный шаг, разрешил России использовать свою авиабазу Шахид Нодже в Хамедане для нанесения ударов по Сирии.

И хотя интересы России и Ирана в Сирии или в регионе в целом никогда полностью не пересекались, сотрудничество оставалось достаточно гармоничным – несмотря на многочисленные сомнения и дурные предчувствия Ирана, который неоднократно видел, как Москва меняла курс и нарушала обещания в прошлом.
С февраля 2022 года сотрудничество между Россией и Ираном достигло беспрецедентного уровня, и Иран стал одним из самых верных союзников России. Атаки России на украинскую инфраструктуру зимой 2022-2023 годов были осуществлены в подавляющем большинстве случаев с помощью иранских беспилотников; в то время как Москва собирается отплатить Тегерану тем же, увеличив свой военный экспорт в Тегеран. Россия и Иран также активизировали свои усилия по совместному противодействию западным санкциям и политической изоляции, торгуя санкционными товарами и обходя доллар. Иранские отчеты также свидетельствуют о том, что торговля с Россией резко возросла, а транзит товаров по Международному транспортному коридору Север-Юг, который соединяет Россию с Индией и азиатским рынком через Иран, уже увеличился на 350 процентов за первые семь месяцев 2022 года. Москва также закрывает глаза на то, что Иран продолжает расширять свою ядерную программу угрожающими темпами.

До 2022 года Москва по-прежнему старалась не настраивать Запад или Израиль против себя из-за своих отношений с Тегераном. Россия также выиграла от участия в форматах международного сотрудничества по ядерной проблеме Ирана: формате “5+1”, включая пять постоянных членов Совета Безопасности ООН: Китай, Францию, Россию, Великобританию и США, а также Германию, которые работают над иранской ядерной программой. сделка – пережила аннексию Крыма и некоторое время служила одной из немногих площадок, где Россия и западные страны все еще могли сотрудничать (до того, как она стала жертвой президентства Дональда Трампа). Однако теперь Москву больше не волнует ни то, чтобы расстроить Запад, ни, возможно, даже ядерная проблема.
Характерным для нынешней страницы истории России является то, что партнерство между Москвой и Тегераном сейчас гораздо более равноправное, что иногда ставит Москву в положение требователя. Москве срочно понадобились иранские беспилотники “Шахед” зимой 2022-2023 годов, например, когда ее собственное производство беспилотников все еще отставало. То же самое вскоре может быть верно и в отношении иранских ракет. Иран, который до 2022 года был страной, подвергшейся самым жестким санкциям в мире, теперь приобрел в лице России союзника, подвергшегося еще большим санкциям. Россия, в свою очередь, может извлечь выгоду из иранского ноу-хау о жизни в условиях западных санкций.
Автор Кадри Лиик, Европейский совет по международным отношениям.
Данный материал публикуется в рамках политики информационной открытости ВиМ и не отражает позиции редакции по данной проблеме

Продолжение следует

Источник Еurasia Review

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать