Главная Мир сегодня Гибридная война и значение выборов в геополитике: на примере Северной Македонии – анализ

Гибридная война и значение выборов в геополитике: на примере Северной Македонии – анализ

через Исмаил
0 комментарий 18

 

Знакомство

В лабиринте балканских  странСеверная Македония предстает как страна, имеющая важное геополитическое значение. Спрятанный среди гор и пропитанный историей, его стратегическая ценность намного превосходит его скромные размеры. Являясь важнейшим сухопутным мостом, Северная Македония соединяет торговые и инфраструктурные сети между Юго-Восточной и Центральной Европой. Это географическое преимущество делает ее ключевым игроком в содействии торговле и развитию во всем регионе.

Официально известная как Республика Северная Македония, эта страна, не имеющая выхода к морю, с населением, состоящим преимущественно из македонцев и значительной албанской общины, была создана как республика в составе бывшей Югославии 2 августа 1944 года. Позже она получила независимость на референдуме, проведенном 8 сентября 1991 года, что укрепило ее статус независимой республики.

Сербия в 90-е годы, когда Югославия разваливалась, а сербский государственный аппарат, присвоенный из остатков бывшей Югославии, всеми своими механизмами занималась оккупацией Косово, Боснии и Герцеговины, Хорватии и Северной Македонии (в то время известной как Македония или бывшая югославская республика Македония). Однако Северная Македония избежала войны не потому, что там этого никто не хотел, а потому, что интересы были иными.

Сразу после референдума и провозглашения независимости Северной Македонии Россия стала первой постоянной страной в Совете Безопасности (СБ) Организации Объединенных Наций (ООН), признавшей ее независимость в начале 1992 года, опередив Соединенные Штаты Америки (США) и все крупные страны Западной Европы. С другой стороны, эта страна не подвергнется нападению со стороны Сербии из-за того, что:

Сербия участвовала во многих войнах,
Она не хотела расширять зону боевых действий, где было еще больше албанцев и
Были и другие планы на Северную Македонию и Грецию.
Милошевич во время своего путешествия по Греческой Ривьере предложил Греции создать конфедерацию Сербия – Македония – Греция, идея, которая понравилась македонским политикам, в том числе и Глигорову.

Позже, в 1994 году, Греция с настоянием Запада отвергла эту идею, затем Глигоров сделал то же самое, но отказ Глигорова едва не стоил ему жизни, хотя и стоил ему увечий глаз и лица. Обстоятельства покушения мы объясним в другой статье.

Путь Северной Македонии на запад был связан с перепутьем, который ознаменовался крупными столкновениями между прозападными, пророссийскими и просербскими силами. В 2017 году в процессе голосования за новое правительство в Ассамблее Северной Македонии, завершившегося отстранением от власти ВМРО-ДПМНЕ, имевшей более пророссийский и просербский подход, и заменой ее СДСМ, произошли беспорядки с целью электорального государственного переворота. Этот переход выявил четкие цели по нанесению ущерба демократическому процессу, что привело к насильственным инцидентам, которые происходили внутри и за пределами Ассамблеи, оставляя после себя раненых албанских и македонских политиков, а также граждан. Этот период характеризовался заметным русско-сербским влиянием на внутреннюю политику, что свидетельствовало о высоком уровне проникновения.

Но если выборы 2016 года принесли смену четких подходов во внешней политике Северной Македонии, и за этот период этой стране удалось решить проблему названия с Грецией, вступить в НАТО и предпринять другие шаги в сторону Европейского союза (ЕС) и приблизиться к решению проблем и с Болгарией, то, судя по всему, новые выборы, которые состоятся в конце апреля и начале мая, будут не менее сложными, чем 2016 года.

В ходе работы мы ссылаемся на Северную Македонию с ее новым официальным названием, даже когда речь идет о периоде до Преспанского соглашения, это потому, что мы не хотим создавать проблем при чтении.

Цель данной статьи – осветить влияние России и Сербии на Северную Македонию, главным образом в последние два десятилетия, включая нынешнюю ситуацию. Определить влияние избирательного процесса 2016 года и того, что происходит сейчас, на геополитику этой страны.

Исследовательский вопрос статьи: каковы столкновения и коллаборации Северной Македонии с Россией и Сербией с точки зрения геополитического влияния и роли электоральных выборов в этих конфликтах?

Зависимая переменная: геополитическое влияние России и Сербии в Северной Македонии.

Гипотеза: Влияние России и Сербии в Северной Македонии оказывает значительное влияние на политику и развитие страны, препятствуя сотрудничеству и интеграции Северной Македонии с западными странами, в том числе политическими субъектами, различными организациями и выборами.

Исследовательский метод данного исследования построен на широком спектре источников информации и аналитических методик. Основной упор в этом методе делается на:

Сбор и анализ действий Сербии и России против Северной Македонии.
Геополитический анализ
Анализ выборов и сравнение изменения геополитического курса.
Анализ гибридной войны.
С помощью этого метода исследования предполагается использовать междисциплинарный подход для глубокого понимания сложной динамики конфликтов и соперничества в Северной Македонии, интегрируя информацию из различных источников и используя соответствующие аналитические методы для достижения полного и всестороннего понимания ситуации.

Институт «Осьминог» также написал электронное письмо в Министерство иностранных дел Северной Македонии от 29.02.2024, но мы не получили ответов на наши вопросы, связанные с темой, рассматриваемой в этой статье.

Теоретическая основа: понимание влияния России и Сербии в Северной Македонии

Данная статья с теоретической точки зрения может быть рассмотрена в контексте политического, экономического и социального влияния России и Сербии на Северную Македонию. Поэтому, чтобы понять эту сложную динамику, мы опираемся на три основные теоретические перспективы международных отношений: реализм, либеральный институционализм и социальный конструктивизм.

Основанный на представлении о том, что государства являются рациональными акторами, движимыми личными интересами и властью (Kunz & Morgenthau, 1948), реализм постулирует, что международная политика является конкурентной борьбой за преимущество. В этом контексте Россия и Сербия, с их соответствующими амбициями и историческими связями с Северной Македонией, могли бы использовать экономические инструменты или политическое давление для продвижения своих национальных интересов. Россия, например, может использовать свой экспорт энергоносителей, чтобы влиять на внешнеполитический выбор Северной Македонии, согласовывая его со стратегическими целями Москвы (например, Mearsheimer, 2001). Точно так же Сербия, с ее общим славянским наследием и культурным влиянием, могла оказывать давление на правительство Северной Македонии посредством политического маневрирования или апелляций к этническому национализму (например, Waltz, 1979).

В отличие от силоцентричного взгляда реализма, либеральный институционализм подчеркивает роль международных институтов и норм в формировании поведения государств (Keohane, 1984). Эта перспектива предполагает, что стремление Северной Македонии к евроатлантической интеграции, в частности, членство в Европейском союзе (ЕС) и НАТО, действует как уравновешивающая сила против влияния России и Сербии. Придерживаясь демократических норм и институциональных рамок этих организаций, Северная Македония стремится укрепить свой суверенитет и экономическое развитие, потенциально дистанцировавшись от влияния региональных держав с менее демократическими программами (Moravcsik, 1997).

Выходя за рамки динамики материальной власти, социальный конструктивизм подчеркивает, как общее понимание и социальные процессы формируют международные отношения (Wendt, 1995). Эта теория проливает свет на влияние пророссийских и просербских нарративов СМИ в Северной Македонии. Эти нарративы, распространяемые через различные средства массовой информации, могут влиять на общественное мнение и политический дискурс, потенциально способствуя возникновению чувства культурной и исторической близости с Россией или Сербией. Формируя восприятие национальной идентичности и угроз региональной безопасности, эти нарративы могут косвенно влиять на внешнеполитические решения Северной Македонии, даже если они не диктуются напрямую Россией или Сербией.

Каждая из этих теоретических перспектив дает ценное представление о влиянии России и Сербии на Северную Македонию. Реализм подчеркивает важность национальных интересов и динамики власти. Либеральный институционализм подчеркивает сдерживающее и стимулирующее воздействие международных институтов и норм. Социальный конструктивизм проливает свет на роль общего понимания и нарративов СМИ в формировании внешней политики. Используя эти рамки в взаимодополняющей манере, мы можем получить более тонкое понимание сложных факторов, формирующих международные отношения Северной Македонии.

На пути к «сербизации»

Российские шпионы и дипломаты уже почти десять лет [в настоящее время, особенно после 2008 года] пытаются распространять пропаганду и провоцировать раздор в Македонии в рамках общерегиональных усилий по предотвращению вступления балканских стран в НАТО. Такой вывод следует из ряда разведывательных документов, полученных Центром по исследованию коррупции и организованной преступности (OCCRP) и партнерами NOVA TV и Crime and Corruption Reporting Network (KRIK) (Dojčinović, 2017).

Газ был ключевым фактором влияния России в Северной Македонии, стремящейся создать «состояние исключительной зависимости от российской политики».

Согласно просочившимся документам, российские агенты занимались вербовкой военнослужащих македонской армии и сотрудников МВД, чтобы создать «критическую массу подготовленных военных», которые в определенных ситуациях будут использоваться для поддержки интересов России».

Россия взяла на себя обязательство финансировать средства массовой информации в Северной Македонии, в том числе антиалбанские, затем открыла разведывательные базы под именем почетных консульств в Битоле и Охриде, через сербскую церковь взяла на себя обязательство продвигать панславянские идеи, она финансировала культурный центр в Скопье и строительство крестов и церквей. в том числе реставрация по русскому стилю. Она создала около 30 ассоциаций дружбы между Россией и Северной Македонией, и, по-видимому, это дало эффект, когда в 2014 году Северная Македония не присоединилась к Западу в санкциях против России за войну в Украине, когда Россия аннексировала Крым.

ВМРО-ДПМНЕ и Никола Груевский были «воротами» России в Северную Македонию, но Груевский был вынужден уйти в отставку в 2015 году после публикации записей телефонных разговоров Зорана Заева, лидера СДМС, партии с прозападным подходом.

С 2006 по 2016 год под руководством Николы Груевского из партии ВМРО-ДПМНЕ проводилась в значительной степени пророссийская и просербская политика, но нельзя сказать, что ее прозападное продвижение, включая признание Косово, было недостаточным.

В книге Ясмин Муянович «Голод и ярость: кризис демократии на Балканах» он заявил, что Груевский и ВМРО-ДПМНЕ действительно «пытались перевести Македонию в сферу однопартийного правления» (Mujanović, 2018)», а инвестиции России в Западные Балканы «поощряют и без того латентные антидемократические настроения отдельных элит». Главными из них являются правительство Додика в Боснии и Герцеговине, конкретно Республика Сербская, правительство Вучича в Белграде, а также Никола Груевский и ВМРО-ДПМНЕ в Македонии (Mujanović, 2018).

Любо Георгиевский, бывший премьер-министр Северной Македонии и основатель ВМРО-ДПМНЕ, который позже покинет эту партию, чтобы создать ВМРО-НП, также критикуемый как проболгарский и который позже получит болгарское гражданство, в интервью в 2015 году сказал, что:

“… С другой стороны, партия, которая убеждает македонского гражданина в том, что она защищает его идентичность от греков и болгар, проводит сербизацию Республики Македония. Я думаю, что на данный момент у нас происходит открытая сербианизация македонского народа, и я думаю, что будет немного обидно, если 80 процентов из нас проголосуют за слияние с Сербией завтра на референдуме» (Mitevska, 2015).

После опубликованной Зораном Заевым прослушки «Заев бомбит», падения Груевского и новых выборов лидер социал-демократической оппозиции Заев победил, создав правительство с двумя албанскими партиями.

Крыло ВМРО-ДПМНЕ, пророссийские и просербские силы выразили свое недовольство 27 мая, совершив нападение на парламент, в ходе которого были избиты Зоран Заеви, Зиадин Села, Талат Джафери, а около 102 человек получили ранения в ходе беспорядков внутри и снаружи парламента (Gazeta Shqip, 2017). Там был выявлен по меньшей мере один сербский агент (Dojčinović, 2017).

Эти выборы подверглись критике со стороны России за вмешательство США и ЕС с целью раздела Балкан и создания «Великой Албании», утверждая, что на самом деле их выиграла ВМРО-ДПМНЕ (BIRN, 2018).

От «пророссийского и просербского» к «прозападному»

В документе от 7 апреля между высокопоставленным чиновником МИД Македонии Ненадом Колевым и послом России Олегом Щербаком посол признал, что намерение России состоит в том, чтобы «создать полосу нейтральных в военном отношении стран» на Балканах, включающую Черногорию, Боснию и Герцеговину, Македонию и Сербию. Документы разведки также показывают влияние BIA. Вучич никогда не делал публичных заявлений, но СМИ, поддерживаемые Вучичем, решительно поддержали Груевского и Россию. Документы свидетельствуют о том, что агенты македонской контрразведки следили за оперативником БМА и сотрудником посольства в Скопье Гораном Живалевичем, который, по оценкам, с 2015 года выступал против интеграции страны с Европой. (Dojčinović, 2017)

Согласно документам, Живалевич давал указания Ивану Стоилковичу, пророссийскому македонскому депутату, который является лидером партнера по коалиции ВМРО — Демократической партии сербов в Македонии. Согласно одному из документов, Живалевич часто встречался со Стоилковичем «при принятии важных решений в ассамблее или перед заседаниями правительства». Стоилкович был одним из многих балканских политиков, приехавших в Москву, чтобы подписать декларацию, призывающую регион быть «нейтральным в военном отношении», что исключало бы соглашение с НАТО. Стоилкович также встретился с политиками и активистами из соседней Черногории, которые выступают против вступления этой страны в НАТО, в том числе с Марко Милачичем. (Dojčinović, 2017)

Живлаевич и Столикович также были засняты на пленку, когда координировали из Сербии пропаганду против Заева, записав более 50 аудиозаписей телефонных разговоров.

Но после коррупционных скандалов, разразившихся в Северной Македонии, планам России и Сербии был нанесен тяжелый удар. Кремль неоднократно выступал с заявлениями в поддержку Груевского, безуспешно пытаясь изобразить растущие антигруевские настроения в Северной Македонии как «серьезное вмешательство Запада» (Noack, 2021).

Победа Заева в какой-то степени сдерживает влияние России и Сербии в Македонии, по крайней мере, создавая ограничения. Тем не менее, Россия фактически заблокировала членство Северной Македонии в НАТО и принятие Преспанского соглашения (с «Македонии» на «Северную Македонию») между Грецией и Северной Македонией по вопросу о названии. Россию, согласно данным, неоднократно подставляли в пропаганде, чтобы она проголосовала против Преспанского соглашения на референдуме 2018 года.

Во главе движения против референдума стоял Янко Бачев, лидер русофильской партии «Единая Россия», поддерживающей правящую в Кремле партию «Единая Россия», которая отстаивала переориентацию Северной Македонии на Евразийский экономический союз, в котором участвует и Сербия.

Эта партия организовала панельные дискуссии и семинары с некоторыми идеологами из Москвы, такими как Александр Дугин. В мае 2018 года 50 членов партии приняли участие в тренинге политтехнолога Леонида Савина (Trpkovski, 2018).

Россия не просто противник членства различных стран в Европейском союзе; на самом деле, она против их членства в НАТО по основным стратегическим и политическим причинам. Стремясь сохранить свое влияние в регионе Восточной и Центральной Европы, Россия предпринимает постоянные усилия по влиянию на политику и выборы этих стран, пытаясь не допустить их интеграции в западные структуры, такие как НАТО. Это было слабым местом для России, поскольку она столкнулась с серьезными проблемами, чтобы сохранить свое доминирование в регионе.

Чтобы противостоять членству в НАТО, Россия использовала все возможные методы, включая пропаганду, политическую дестабилизацию, а в некоторых случаях и применение тайной силы. Однако его вмешательство натолкнулось на сопротивление и ответную реакцию со стороны других государств, заинтересованных в содействии евроатлантической интеграции региона. Таким образом, несмотря на то, что Россия была полна решимости отменить процесс членства в НАТО, ее усилия сопровождались вызовами и различными реакциями со стороны западных стран.

Обязательство России по сдерживанию Северной Македонии толкает НАТО и ЕС

Россия фактически взяла на себя обязательство нанести ущерб отношениям Северной Македонии с Грецией, чтобы остановить процесс улучшения отношений между этими двумя странами и не допустить достижения соглашения по вопросу названия. Российских дипломатов даже уличали в подкупе православного духовенства (Deutsche Welle, 2018) и создании проблем в сфере безопасности Греции (Benakis, 2018). Эта проблема привела к депортации российских дипломатов из Греции (Nedos, 2018).

В 2018 году тогдашний посол России в Северной Македонии Олег Щербаков заявил, что вступление в Североатлантический союз окажет непосредственное влияние на Скопье, поскольку может превратить его в мишень для российских атак, если Москва почувствует угрозу.

Процесс заключения соглашения между этими двумя странами не помешал Путину и Лаврову публично выразить свое разочарование.

Перед визитом в Белград в 2019 году Путин выразил недовольство соглашением между Грецией и Северной Македонией по вопросу названия. За это он обвинил Запад в усилении своего влияния на Западных Балканах.

«Политика США и некоторых других западных стран на Балканах, стремящихся утвердить свое доминирование в регионе, является серьезным дестабилизирующим фактором. […]” Это, в конечном счете, усилит недоверие и напряженность в Европе, а не улучшит стабильность». Он также добавил, что решение Черногории присоединиться к западному альянсу [НАТО] в апреле 2017 года привело к тому, что страна «сейчас переживает период политической нестабильности» (Smith, 2019). В то же время министр иностранных дел России Сергей Лавров по вопросу Северной Македонии заявил, что «у Москвы есть веские основания сомневаться в легитимности процесса, в результате которого Македония изменила свое название» (Smith, 2019).

Тогдашний президент Македонии Георгье Иванов также отказался подписать соглашение между премьер-министром Зораном Заевым и премьер-министром Греции Алексисом Ципрасом. (Немецкая волна, 2018а)

По данным Центра по исследованию коррупции и организованной преступности (OCCRP), один из богатейших российских бизнесменов Иван Саввиди передал не менее 300 000 евро македонцам, которые были против членства в НАТО и против смены названия. Саввиди когда-то был депутатом российского парламента, а также жил в Греции. (Цветковская, 2018)

Даниэль Сутер в статье 2020 года для «Вестника НАТО» утверждал, что: Северная Македония была примером согласованной пропагандистской, дипломатической и разведывательной деятельности в течение почти десяти лет до ее вступления в НАТО в 2020 году. Информационная деятельность сейчас сосредоточена на том, чтобы представить страну жертвой соседних государств, Болгарии и Греции, и обвинить нынешнее прозападное правительство в Скопье в том, что оно уступило требованиям Софии в вопросе идентичности (Sunter, 2020).

Таким образом, как и в случае с Грецией и Македонией, Россия продолжает разрушать и разжигать конфликт между Македонией и Болгарией (Европа, 2022).

Москва доказала свою способность размывать границы между официальными и неофициальными действиями государства, часто направляя свою поддержку через доверенных лиц (McBride, 2023), таких как Сербия и Республика Сербская. Политика России в регионе также заключается в привлечении всевозможной вспомогательной поддержки международной повестки дня Кремля (Secrieru, 2021)

Сербия, будучи марионеткой России, постоянно предлагала различные рычаги давления на Северную Македонию. Чтобы показать, что Сербия не дружественна Северной Македонии, Милош Вучевич, на момент публикации этой статьи, кандидат в премьер-министры, выдвинутый Вучичем, нынешний министр обороны Сербии, также председатель Прогрессивной партии Сербии после того, как Вучич ушел в отставку, в открытой угрозе, для розовых СМИ, сказал, что Черногория и Северная Македония так разозлили Сербию, когда признали государство Косово, что эта акция должна бить по голове, как будто бьют по Украине (Радио Слободна Европа, 2023).

Черногория начала менять свой политический курс с запада в сторону России и Сербии с 2020 года, Северная Македония прошла противоположный путь, где до 2016 года ее фактически возглавляла партия, имевшая более пророссийскую и просербскую склонность, чтобы сдерживать его в сторону НАТО.

Но в этом путешествии на запад на пути Северной Македонии встала не только Греция, но в 2020 году и Болгария, которая воспользовалась правом вето, чтобы заблокировать вступление Северной Македонии в Европейский союз. По мнению Софии, македонский язык – это просто болгарский язык под другим названием, в то время как Северная Македония не признает своих общих культурных и исторических связей с Болгарией. В то же время София требует, чтобы болгарское меньшинство (около 3500 человек) было официально включено в Конституцию Северной Македонии. Предложение, поступившее от Франции в июне 2023 г., во время председательства Парижа в ЕС, предложило ряд мер по выходу из нынешнего тупика, [включая конституционные изменения, связанные с признанием болгарской общины национальным меньшинством], меры, которые были приняты македонским правительством, в то время как оппозиция решительно отвергла их (Samardjiev, 2024).

Но даже после этого компромисса по настоянию президента Франции Эммануэля Макрона болгарская позиция кажется сомнительной. Через два года после соглашения президент Болгарии Румен Радев с пророссийскими убеждениями заявил, что: «Болгария не допустит легитимизации македонства» (Президент На Република Български, 2022).

В августе 2023 г. заместитель помощника госсекретаря США по делам Европы и Евразии, спецпредставитель по Западным Балканам Габриэль Эскобар заявил, что «он лично разговаривал с министром иностранных дел Болгарии Марией Габриэль, и она заверила его, что если Северная Македония сделает то, что изложено в нынешнем соглашении, других условий, поставленных Болгарией, не будет» (Reed, 2023).

Но предложение Франции, которое стало предложением ЕС, не было хорошо воспринято македонским населением. Согласно опросу, проведенному IPIS, 70%-80% граждан выступают против этого предложения и не хотят членства в ЕС. (Анкета На ИПИС: Над 70% Од Граѓаните Се Против Францускиот Предлог, 2022)

Таким образом, это предложение смогло расшатать дорогу в ЕС, так как мнение в целом не является евроскептическим, где к 2023 году 57% этнических македонцев и 78% албанцев выступают за членство в ЕС. (Николовски и Киршнер, 2021)

Это напрямую повлияло на подъем духа партий с пророссийскими и сербскими сегментами, таких как ВМРО-ДПМНЕ, или таких, как декларативно пророссийские и сербские, каковыми является «Левица». Получается, что македонцы любят ЕС, но не по условиям соглашения с Болгарией.

Профессор Эдуард Жозеф, сравнивая подход России к Украине и Болгарии к Северной Македонии, говорит, что:

«Связь заключается в хрупкости крайнего болгарского и русского национализма. В каждом случае национальная идентичность уходит корнями в предполагаемые древние корни, принадлежащие «утраченному владению» — Македонии и Украине соответственно. В каждом случае миссия националистов состоит в том, чтобы восстановить господство, в частности, над историей и языком, на территории, которая была несправедливо отнята у своего законного сюзерена в Софии и Москве. В каждом случае само существование независимой, «искусственной» македонской или украинской идентичности воспринимается — интуитивно и интеллектуально — как полное отрицание подлинной болгарской или русской идентичности. Короче говоря, достижение формализованного подчинения идентичности — порока, компромисса или уважения к различиям — является средством подрыва македонской и украинской государственности» (Joseph, 2023).

Война в Украине и новые геополитические обстоятельства

Начало войны в Украине вновь привлекло внимание к Северной Македонии. С начала вторжения России в Украину Северная Македония трижды депортировала и объявляла нон грата российских дипломатов. 28 марта 2022 г. Северная Македония депортировала пятерых российских дипломатов. (Радио Слободна Европа, 2022) 15 апреля 2022 г. она также депортировала шесть российских дипломатов, а в ходе третьей депортации 12 сентября 2023 г. депортировала трех российских дипломатов. (Радио Слободна Европа, 2023б)

В Северной Македонии впервые за 17 лет в этом году пройдут очередные парламентские выборы, которые совпали с президентскими выборами. Первый тур президентских выборов состоится 28 апреля, второй тур (если ни один из кандидатов не наберет более 50% голосов) состоится 8 мая, в день парламентских выборов.

Как представляется, российско-сербское влияние здесь не отсутствует, как и в случае с Черногорией, лозунги мобилизации в Черногории с целью остановить возвращение к власти черногорских националистов, ссылаясь на созданную Джукановичем Демократическую социалистическую партию, такая же эквивалентность используется и в Северной Македонии, но только с другими выражениями, такими как «Выборы в Северной Македонии – Определите путь для создания “Великой Албании”» (Kosovo Online, 2024).

Две идеологии, или два проекта, «Русский мир» и «Сербский мир», постоянно стремятся сдерживать Западные Балканы на пути к вступлению в ЕС и НАТО.

Их намерением было и остается разрушение однополярности Запада на глобальном уровне и на Западных Балканах. «Поддерживая Сербию, Россия испытывает свое собственное стремление к многополярному порядку, основанному на концерте великих держав. В основе этого лежат попытки Москвы опрокинуть однополярный мировой порядок, который она воспринимала на Балканах в 1990-е годы, и подтвердить свой статус глобальной великой державы — статус, который, по ее мнению, был неправомерно отвергнут Западом» (Vuksanovic, 2018).

По мнению российских экспертов, «концерт держав», в котором Россия является одним из многочисленных управляющих Западными Балканами, является единственным способом избежать нынешнего регионального соперничества и перейти к более эффективному порядку с участием многих заинтересованных сторон.

Нельзя сказать, что путинская автократия, как и коммунистическая, держится только одним человеком и одной идеологией или партией, а опирается на очень широкую группу акторов: спецслужбы, политтехнологов, олигархов, различные организации и структуры. ультранационалисты, государственные компании, военизированные хакеры, в том числе частные и нелегальные компании-наемники, государственные СМИ и различные финансируемые СМИ, преступники и интернет-тролли. Таким образом, это гибридная амальгама акторов, которые пересекают повестку дня российского государства с сербской. Сербия, будучи марионеткой России, прекрасно умудряется использовать поток взаимных интересов с Россией для реализации геополитики планов «Русский мир» и «Сербский свет».

Поэтому историческая, религиозная, идеологическая, цивилизационная и геополитическая взаимодополняемость между Россией и Сербией является целостной и реальной.

Российско-сербское влияние как процесс провала субъектов в политическом, экономическом и социальном развитии

Недовольство нынешним правительством, которое, по мнению граждан, не имеет никакого влияния на внешнюю политику страны, и в целом снижение доверия к ЕС влияют на политические и социальные процессы, открывая двери для внешних акторов, таких как Россия, Китай, Турция и арабские государства Персидского залива. Разочарование, которое многие граждане Северной Македонии испытывают по отношению к ЕС, открывает пространство для России и других внешних акторов македонского общества. (Речица, 2023)

Так что, говоря гражданскими словами: «Во времена Груевского воровали, но и строили». Одним из его крупных проектов был проект «Скопье 2014» — реконструкция столицы стоимостью 800 млн евро, которая вызвала огромные споры (Dimitrievska, 2024).

Общее чувство застоя и беспомощности, похоже, охватило народ Северной Македонии. Большинство из них отзываются о внутренней политике с глубоким презрением. И вряд ли кто-то может сказать что-то хорошее о ЕС или ожидает от Брюсселя чего-то позитивного. Те, кто может, ищут работу за границей. Исход из Северной Македонии ошеломляет: за последние годы население сократилось на 10% и составило около 1,8 миллиона человек (Brey, 2023).

Северная Македония, как и соседние с ней страны, попала в ловушку проведения большой политики и внутренней эрозии «узурпократов».

Приоритет Запада стабильности (стабилиократии) над подлинной демократической консолидацией привел к впечатляющим обратным результатам. Такой подход позволил прозападным лидерам культивировать «патронажные сети» и пренебрегать жизненно важными социально-экономическими реформами, что в конечном итоге привело к разочарованию в обществе.

Россия, имеющая исторические, религиозные и культурные связи с рядом стран Западных Балкан и особенно с Сербией, извлекла выгоду из общественного недовольства геополитическими интересами. Их влияние проявляется не только через возможные тайные операции, но и через продвижение историй, которые резонируют с внутренними жалобами.

Выборы в Черногории 2020 года, в результате которых было свергнуто прозападное правительство, служат «резким предупреждением». В то время как возможное вмешательство России и Сербии заслуживает бдительности, потому что исследование подчеркивает роль разочарования граждан «узурпократией», коррупцией и экономической стагнацией, и это подпитывает настроения против прозападных партий, давая место антизападным партиям.

Провал внутреннего экономического развития, борьба с Грецией, а теперь и с Болгарией, похоже, утомили народ Северной Македонии.

Выводы

Электоральные процессы стали превращаться из внутренних социально-политических и экономических вопросов в важнейшую силу в формировании политики и геополитики.

Выборы в США с 2016 года по сегодняшний день, а затем в Германии, Италии и других европейских странах показывают, что идеологические изменения партий проявляются не только как внутренние изменения в экономическом и социальном развитии, но и как внешние геополитические. Но эти изменения бьют по большинству третьих стран. Автократические режимы, такие как Россия и Сербия, признали потенциал избирательных процессов с помощью гибридной войны в качестве оружия для оказания влияния на хрупкие демократии, включая Северную Македонию и Черногорию. Такое манипулирование демократическими процессами является проявлением гибридной войны, в которой для достижения стратегических целей используются политические, экономические и информационные стратегии.

Недавно мы стали свидетелями заявления канцлера Германии Олафа Шольца о выборах в Северной Македонии, недвусмысленно требующего голосовать за СДСМ. Это заявление господина Шольца является не просто его личным предпочтением, а просчитанным ходом в рамках комплексной стратегии по защите основных интересов НАТО и ЕС в стратегическом регионе Западных Балкан.

Любое изменение политического ландшафта Северной Македонии, не соответствующее интересам Запада, потенциально может создать опасную антизападную и квазизападную ось, включающую Сербию, Республику Сербскую, Черногорию и Северную Македонию. Такое развитие событий может иметь далеко идущие последствия для стабильности и безопасности всего региона, а значит, и для интересов Запада.

В этом контексте электоральные процессы стали важнейшей составляющей геополитического влияния, формирования альянсов и влияния на международные отношения. Таким образом, понимание динамики электоральной политики в третьих странах имеет важное значение для исследования сложностей современного мирового порядка. Таким образом, мы приходим к тренду «электоральные выборы как геополитика».

и
Автор- Д-р Гуракуч Кучи является научным сотрудником Института исследований гибридной войны «OCTOPUS» и внешним сотрудником Албанского института геополитики.

Фото Скопье-столица Македонии

Источник Eurasia Review

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать