Главная Ислам и Современность Женщины-имамы, западный, феминизм и гендерное равенство? Взгляд ислама

Женщины-имамы, западный, феминизм и гендерное равенство? Взгляд ислама

через Времея и Мир
0 комментарий 181

 

Женщины всегда были частью общественных дебатов по разным причинам. Исторически сложилось так, что представление о том, что такое женщина и чего она может достичь, с течением времени значительно изменилось. У них не было политического голоса до недавнего времени, после многих лет борьбы и пренебрежения. Вклад женщин в науку, общество, политику, литературу, искусство, технику и спорт огромен и все еще остается в некоторой степени недооцененным.

В книге Бытия говорится, что Ева была создана « из  ребра Адама». Ее создали, чтобы быть частью пары, от Адама и для Адама. Соблазнив Адама совершить первородный грех, библейская фигура женщины стала символом искусительницы, которая, чтобы искупить свой грех, должна оставаться в подчинении у мужчин и «рожать в муках». Хотя мы прошли долгий путь от этой первоначальной концепции, печально видеть, что женщины все еще рассматриваются как сексуальные объекты в наших обществах, где их гиперсексуализация рассматривается как воплощение расширения прав и возможностей и свободы.

Подъем феминизма на Западе, однако, внес некоторый баланс в эту тему; феминизм – как социальное и политическое движение – борется за равенство. В идеальном западном феминистском обществе женщины получали бы равную оплату за одну и ту же работу, имели бы равные возможности, равный доступ к любому социальному, политическому и экономическому положению, которое занимал бы мужчина. Он склонен смотреть на гендерное равенство таким образом, что иногда это может показаться конфронтационным и конкурентным.

Во многом в том же духе некоторые женщины теперь отстаивают право занимать роль имама и руководить молящимися в молитве. Некоторые из этих женщин-имамов выполняют эту роль в мечетях только для женщин, в то время как другие претендуют на право руководить молитвами в смешанных собраниях. Оба эти движения широко восхвалялись западными СМИ  (особенно в Европе, где эти движения возникли в последние годы)но последние приветствовались за их мужество “бросить вызов патриархальным институтам ислама”.

Однако, в то время как женщина-имам, предстоящая на молитве тлоько женщин, полностью приемлема и, по сути, является правильным курсом действий в соответствии с исламом, понятие женщины-имама, ведущего молитву в смешанной мечети, находится в прямом противоречии с исламскими учениями.

Как Ислам рассматривает гендерное равенство

Ислам не рассматривает гендерное равенство так, как это делает Запад. Ислам смотрит на гендерное равенство по-другому и определяет феминизм по-другому; он позволяет обоим полам процветать и расти независимо, оставаясь в гармонии друг с другом. Поэтому смотреть на ислам и его структуру через призму западного феминизма и навязывать это понимание феминизма исламу как наиболее освобождающей идеологии для женщин-само по себе не что иное, как «тупой ориенталистский подход.»

Ислам всегда ставил женщин в центр общества. Она не только дала им права, но и особую роль и высокий статус в обществе и мире, где они были невидимы и неуместны. До появления ислама, когда в Аравии рождалась девочка, ее часто хоронили заживо. Хотя эта практика была распространена только в некоторых частях Аравии, девочки, как правило, рассматривались как бремя, якобы не служащее какой-либо цели. Существует известное повествование, где человек пришел к Благословенному Пророку Ислама  и признался, что, прежде чем стать мусульманином, он похоронил свою дочь заживо. Пока он это делал, его дочь продолжала умолять его о пощаде, но он не останавливался. Когда этот человек закончил рассказ, он посмотрел на Пророка Ислама, который не мог сдержать своих эмоций. Некоторые рассказчики сообщают, что Святой Пророк (са) плакал так сильно, что вся его борода была пропитана слезами. После того, как человек закончил свой рассказ, Святой Пророк (са) спросил его: «О жестокий человек, неужели ты не сжалился над ней?» Важно иметь в виду, что этот уровень сострадания к женщинам был в то время не чем иным, как революционным.

На самом деле, также рассказывается, что в то время как Святой Пророк (са) проповедовал послание ислама, некоторые мекканцы не хотели принимать его послание только на том основании, что оно давало женщинам слишком много прав.

Женщины не имели почти никакого статуса; они подвергались остракизму во время менструации, и мужчины могли вступать в сексуальные отношения с любым количеством женщин, каким им заблагорассудится – иногда даже со своими собственными матерями. Мужчины могут безнаказанно оскорблять женщин физически и эмоционально, и такое обращение считается абсолютно нормальным. В то время для мужчины отстаивать права женщин было поистине замечательно.

Если мы посмотрим на историю за пределами Аравии, то в тот же период положение женщин во всем мире также не было более желательным. На самом деле большинство прав, которыми сейчас пользуются женщины на Западе, были даны им только в недавнем прошлом, после столетий пренебрежения. В Великобритании, например, женщины получили право на развод или наследование  лишьв конце 1800-х годов.

Однако этот необыкновенный человек, Благословенный  Мухаммад , предоставил эти же права и говорил с женщинами как с равными, более 1400 лет назад.

Установление духовного равенства

Прежде всего, ислам опроверг идею о том, что Ева соблазнила Адама ослушаться Бога и тем самым вызвала его падение. Коран говорит, что они оба ослушались, и отрицает идею о том, что женщины являются источником зла. Это очень важный момент; Ислам не выносит преждевременных суждений о женщинах и подчеркивает, что они так же духовно одарены, как и мужчины ( Кор. 4:33):

“И не желайте того, чем Аллах сделал одних из вас превосходящими других. Мужчины должны иметь долю того, что они заработали, а женщины-долю того, что они заработали. И просите у Аллаха Его милости. Воистину, Аллах обладает совершенным знанием о всякой вещи”.

«Они так же чисты, как и люди, но так же уязвимы и склонны к греху, как и люди. Поэтому они не несут никакого бремени первородного греха».

Аллах говорит в Священном Коране (49:14), что мужчины и женщины были созданы парами – одинаково – из одного и того же источника. Хотя их физиология различна, мужчины и женщины имеют равный доступ к духовности и Богу, что является конечной целью творения человечества. Если женщина совершает доброе дело, она будет вознаграждена так же, как и мужчина, который делает то же самое. Праведность-это то, что преобладает в глазах Аллаха Всемогущего, независимо от понятия пола.

«О Люди, мы сотворили вас из мужчины и женщины; и Мы превратили вас в племена и народы, чтобы вы могли узнать друг друга. Воистину, самый почетный среди вас в глазах Аллаха-это тот, кто является самым праведным среди вас. Воистину, Аллах-Ведающий, Знающий”.

Что касается взаимодействия обоих полов, то ислам призывает к скромности; он позволяет им лелеять и пользоваться своими равными правами в своем собственном пространстве. Ислам рассматривает пол независимо, в то же время позволяя обоим полам гармонично развиваться и дополнять друг друга через институт брака.

Таким образом, хотя мужчины и женщины имеют равный доступ в мечеть, они требуют иметь свое собственное отдельное пространство. В исламе нет традиции, которая поддерживала бы идею о том, что женщина возглавляет смешанное собрание в молитве. Это потому, что это просто противоречило бы слову Корана, призывающему мужчин опускать глаза перед женщинами и наоборот.

Как может мужчина постоянно опускать глаза, когда имам-женщина? Как удобно женщине-имаму обращаться к толпе, на которую она даже не может нормально смотреть или взаимодействовать?

Более того, чем это богословское соображение, уровень дискомфорта был бы огромным. Когда Коран проповедует скромность, он прежде всего обращается к людям. Он повелевает людям опустить свой взор, чтобы сохранить чистые мысли (24:31). Многие будут утверждать, что все мужчины разные, и некоторые не обязательно будут иметь какие-то нечистые мысли по отношению к женщине. Однако Коран предпочитает осторожность и предотвращает любые мысли с самого начала, мудро предлагая женщинам свое собственное пространство, где они могут комфортно молиться и свободны от необходимости покрывать себя столько, сколько необходимо в присутствии мужчин. Он почитает женщин таким прекрасным образом, давая им необходимое и желанное пространство. Поэтому само представление о том, что половая сегрегация в исламе является женоненавистнической, предубеждено против ислама – мужчины так же ограничены от женщин, как женщины от мужчин.

К сожалению, нынешнее состояние мечетей с точки зрения гендерного равенства и равного пространства также не является идеальным. Большинство традиционных мусульманских мечетей контролируются мужчинами. Мужчины стоят во главе иерархии и принятия решений. По этой причине многие женщины – и это справедливо – чувствуют себя обделенными и просто пассивно посещают мечеть. Более того, многие из этих мечетей не обеспечивают равного входа и необходимого пространства для женщин, что объясняет недавний всплеск числа женщин-имамов. Эта печальная реальность, однако, не может быть вменена Исламу как религии; Ислам не может быть обвинен в неправильном управлении людьми.

Женское лидерство в исламе: равный доступ в мечеть

Как ни странно, это наблюдение кажется далеким от традиций ислама, согласно которым вклад женщин в религию огромен. Благословенный Пророк  сказал всем верующим – мужчинам и женщинам – что “половину вашей религии можно узнать от Аиши”, которая была одной из жен Мухаммада (са). Женщины были и остаются активными и важными членами исламской общины. Существует много традиций, подтверждающих тот факт, что женщины часто собирались вместе, чтобы обсудить и обсудить религию. Некоторые даже выучили наизусть весь Коран и получили титул “Хафиза” – столь же почетный, как и “хафиз”.

В таких случаях упоминается, что Святой Пророк (са) повелел женщинам молиться вместе и даже позволил женщине возглавить молитву. Часто (неправильно)цитируется основателями инициативы женщин-имамов, такими как Кахина Бахлуль во Франции и Шерин Ханкан в Дании, инцидент с Умм Варакой. Согласно хадису (переданному Абу Даудом), она получила указание от Святого Пророка (са) вести людей своего дома в молитве. Это разрешение, данное Умм Вараке, вызвало споры среди мусульманских ученых, где некоторые утверждают, что она вела только женщин, а другие утверждают, что она вела смешанное собрание.

Умм Вакара бинт Абдаллах была женщиной Ансари, которая знала весь Коран и была наставлена Благословенным Пророком (са) вести ахль дариху в молитвах. По-арабски это предложение относилось к людям ее дома. Однако некоторые ученые утверждают, что существует двусмысленность в точном переводе арабского слова дар, которое также может относиться к деревне или району. Однако эта идея не находит поддержки у многих ученых.

Однако, рассматривая одновременно и другие традиции, мы часто обнаруживаем, что Хазрат Айша (ра) и Умм Салама (ра) также возглавляют молитвы только для женщин.

Хадисы Аиши и Умм Саламы (да будет доволен ими Аллах). Абдур-Разик (5086), Ад-Даракутни (1/404) и Аль-Байхаки (3/131) сообщают из рассказа Абу Хазима Майсары ибн Хабиба из Раиты Аль-Ханафии из Аиши, что она вела женщин в молитве и стояла среди них в обязательной молитве. Более того, Ибн Аби Шейбах (2/89) сообщает из цепочки рассказчиков Ибн Аби Лейлы из “Ата”, что ” Аиша обычно произносила Азан, Икама и вела женщин в молитве, стоя среди них в одном ряду. Аль-Хаким также сообщил тот же хадис из цепочки рассказчиков Лейт Ибн Аби Сулайма из “Ата”, и формулировка хадиса, упомянутого здесь, принадлежит Аль-Хакиму.

Кроме того, Аш-Шафи’и (315), Ибн Аби Шейбах (88/2) и `Абдур-Разик (5082) сообщают от двух цепочек рассказчиков, которые сообщают повествование `Аммар Ад-Дахни, в котором он заявил, что женщина из его племени по имени Худжайра рассказывала, что Умм Саламх обычно вела женщин в молитве, стоя среди них в одном ряду.

Формулировка Абдур-Разика для того же хадиса такова: «Умм Салама вела нас (женщин) в молитве Аср и стояла среди нас (в том же ряду)».‘

Кроме того, Аль-Хафиз сказал в “Ад-Дирайе” (1/169): “Мухаммад ибн Аль-Хусейн сообщил из рассказа Ибрагима Ан-Нахи, что” Аиша обычно вела женщин в молитве в течение месяца Рамадан, стоя среди них в одном ряду.‘

Далее, `Абдур-Разик сообщил (5083) из рассказа Ибрагима ибн Мухаммада от Давуда ибн Аль-Хусейна от `Икримы от Ибн `Аббаса, что последний сказал: “Женщина может вести женщин в молитве, стоя между ними.‘

Все вышеупомянутые хадисы утверждают, что данная женщина ведет других женщин в молитве, стоя среди них в том же ряду, а не стоя в первом ряду молитв, как это делают имамы. Далее они утверждают, что они были среди только женщин, а не мужчин, поклоняющихся.

Помимо хадиса, есть и другие источники, которые следует рассмотреть. Сунна является более общим источником прецедентов; обычно считается, что она считается против женщин, ведущих смешанные общины, поскольку нет никаких сообщений о том, что это происходило во времена Благословенного Пророка .

Кроме того, мужчины обязаны совершать свои пять ежедневных молитв в мечети, в то время как эта обязанность не распространяется на женщин. Учитывая это и дух Корана, который призывает к скромности во взаимодействии обоих полов, очевидно, что традиция поддерживает возможность присутствия женщин-имамов только в женских общинах.

Поэтому становится абсолютно ясно, что инициативы, призывающие женщин-имамов возглавлять смешанные собрания, находятся в прямом противоречии с исламом и Кораном. Нельзя обвинять ислам как религию и называть его “патриархальным” только на том основании, что мечети в большинстве своем контролируются мужчинами. Вместо того, чтобы претендовать на то, чтобы бросить вызов структуре ислама изнутри, было бы большим служением Исламу для этих женщин просить равного места в мечети, сохраняя при этом достоинство статуса, предоставленного им исламом. Женщины в исламе выходят за рамки гендерных соображений и в основном стремятся к более высоким целям, а не к постоянному утверждению роли мужчин.

Что касается равного пространства внутри мечети, то женщины Ахмадийской мусульманской общины поистине благословенны. Они имеют те же функции, что и мужчины, ту же иерархию внутри мечети и даже являются лидерами во главе принятия решений по управлению женскими пространствами. И мужчины, и женщины работают под руководством халифа Хазрата Мирзы Масрура Ахмада (да будет Аллах его помощником). Половая сегрегация не означает, что они вообще не могут взаимодействовать друг с другом – когда есть необходимость в сотрудничестве, мужчины и женщины, соблюдая принцип скромности, могут и работают вместе. Однако эти женщины настаивают на том, что им гораздо больше нравится работать независимо от мужчин. Мусульманские движения должны черпать вдохновение из внутренней организации Ахмадийской мусульманской общины, которая предоставляет равное пространство, равные возможности и руководящую роль мужчинам и женщинам внутри мечети. Это соответствует прекрасному учению ислама – далекому от любой концепции патриархата.

Вместо этого все эти движения предпочитают придерживаться покровительственного повествования, утверждая, что ислам нуждается в реформах и должен пересмотреть свое отношение к гендерному равенству в соответствии с западным пониманием феминизма. Однако ислам не нуждается ни в каких реформах, как предлагают инициаторы женского имама; он определяет гендерное равенство по-своему красиво и дает женщинам уверенность и автономию, освобождая их от всевозможных гендерных комплексов.

Автор- Махрух Ариф-Тайеб, Великобритания  Review of Religions

 

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать