Главная Ислам и Современность  Заметки Исмаила: « Хиджра – это не календарь»

 Заметки Исмаила: « Хиджра – это не календарь»

через Времея и Мир
0 комментарий 84

 

На коранических уроках иногда получается так, что одни и те же аяты рассматриваются по два и более раза. И речь здесь не идет  о туповатой зубрежке. Дело в том. что в нескольких строчках того или иного аята заложено сразу несколько смыслов, которые несмотря на всю разницу, определенной, «Божественной» логикой как-то связаны между собой.

Перечитаем еще раз аят 90-й суры ан-Ниса, в котором Аллах Всевышний наставляет правоверных, как относится к кяфирам –многобожникам и часто лицемерам тех времен.

«Не берите же из них друзей пока не переселятся они на пути Аллаха ( Коран 4:90)  لا تأخذ الأصدقاء منهم حتى يهاجروا في سبيل الله.

«Переселятся на пути Аллаха» ( Иухаджируа фи сабилляху).

Заметил ли тут внимательный читатель  отсылку на одно не только из ключевых слов, но и понятий исламской веры?  Правильно – «переселятся» (иухаджируа). Словообразующий корень ХДЖР «перемещаться» и «переселяться» лежит и в основе всем известного понятия «хиджра».

Как-то так получилось, что под «хиджрой», означающей переезд  Благословенного Пророка из Мекки в Йасриб ( будущую Медину ан-Наби-город Пророка) в широком мусульманском обиходе понимают прежде всего лунный календарь , отправной точкой которого является «хиджра» в смысле, обозначенном строчкой выше. Но такое использование термина «хиджра»  в лингвистическом и смысловом отношении некорректно. Иначе христианский календарь пришлось бы называть «Рождество Христово», а иудейский – «Сотворение мира», поскольку в них отправными точками являются именно эти события. Так что корректно будет формулировка « год N такой-то по иудейскому или мусульманскому лунным календарям, или по одному из  существующих христианских календарей – юлианскому, или грегорианскому).

Мусульманский календарь был официально сформирован не при жизни Пророка, а лишь через шесть лет после его ухода на основе существовавшего у доисламских арабов лунного календаря, праведным халифом Умаром ибн Хаттабом. За его изначальную дату было принято первое число месяца мухарраам 622 года по западному летоисчислению. Именно в этот год Благословенный Пророк вместе со своими сподвижниками, которых позднее стали называть «мухаджирами» ( совершившими «хиджру»-переселение) переселился ( а точнее спасся, по милости Аллаха от смертельной угрозы себе и своим сподвижникам) в Медину. При этом исследователи считают, что переселение произошло не в мухаррам, а в другой период по арабскому календарю – месяц рабби уль-авваль. Значительно позднее в обиходе уже христианской, а не мусульманской науки появилось латиноязычное понятие Anno Hegirae (год хиджры), которое позднее и пошло «гулять», прежде всего, в неарабском и немусульманском обиходе. Правильная  формулировка «год такой-то после хиджры по мусульманскому календарю».

Хиджра –не календарь. Это событие имеющее глубокий духовный смысл. Это не отъезд куда-то за богатством, или лучшей жизнью. Это даже не попытка  спасти собственную жизнь от угрожающей ей очевидной опасности. Это переезд, часто в незнакомые края, где до конца не ясно как устраивать свою материальную жизнь, и насколько она будет не то что комфортной, а хотя бы просто сносной. Хиджра в полноценном смысле- это переезд, обусловленный необходимостью, исповедовать Всевышнего Аллаха, слушать его слово, и нести его людям (если дело касается Пророка). А раз так то в событии, именуемом «хиджра» присутствуют не только сложившиеся в определенный момент обстоятельства, и «ният» (намерение) человека, в том числе и Пророка, но также провидение, воля и милость Всевышнего Аллаха. Своей милостью Он спасает слугу Своего от возможной  смертельной опасности, создает ему возможность, исповедовать и проповедовать свою веру. Но также трудностями и часто драматическими событиями, которые непременно сопровождают хиджру, Аллах Всевышний испытывает на прочность веру слуги Своего и преодолением трудностей на Своем пути.

Если мы посмотрим более широко на историю религий Единобожия, то увидим, что у каждого Пророка-посланника была своя хиджра. Хиджру ( переселение ради Аллаха) совершил Ибрагим-Авраам, когда оставил свой родной  Ур Халдейский, и, разбив языческих идолищ, статуэтками которых торговал его отец, Фарра, направился по велению  в Палестину, а затем в Египет. Хиджру- Исход совершили иудеи под руководством Мусы-Моисея, и  через 40 лет, после долгих и мучительных скитаний по «пустыне» ( в материальном и духовном смыслах), обрели землю, обещанную им Богом. Явление Иисуса –Исы в Иерусалиме (аль-Кудс), закончившиеся его осуждением на смерть, ибо только здесь, в городе Храма (обиталища Бога, как считали тогдашние иудеи), Иса мог демонстрировать полноту и праведность своего учения, как словом, так и своей личностью, своими поступками. И, наконец, Благословенный Мухаммад…

То есть хиджра- это путь веры, путь к чистоте веры, путь ради веры. То вяление, которое можно определить как хиджра, можно найти в истории отдельных мусульманских общин и даже отдельных мусульман. Как хиджру можно определить переселение в жестких, а то и жестоких условиях, последователей ахмадийской мусульманской общины сначала из Кадиана (индийский Пенджаб), в Рабву (нынешний Пакистан), а позднее, когда перед ними возникла угроза физического и религиозного геноцида со стороны властей этой страны – в Европу. Хиджру совершили вскоре, после революции 1917 года многие мусульмане и мусульманские деятели с территорий бывшей Российской империи.

Короче- Хиджра, как путь Аллаха в той или иной форме  – это неотъемлемая часть жизни и религиозной судьбы  каждого мусульманина, а иногда и вся его жизнь.

А вы как думаете?

Исмаил аль-Ляхистани, шакирд.

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать